Подборка радио самоделок для автомобиля

Инструменты для диагностики автомобиля

Звуковой индикатор АНТИ-СОН

Схема низковольтного звукового индикатора используется для повышения безопасности вождения автомобиля в темное время суток. Это устройство препятствует засыпанию автолюбителя во время движения. Индикатор вместе с элементом питания выполнен на односторонней печатной плате в виде скобы, что позволяет, включив микропереключатель SA1, закрепить его за ухом. При глубоком наклоне головы (в момент засыпания) замкнутся контакты датчика наклона F1 и включат индикатор - громкий сигнал мгновенно разбудит автолюбителя.


Схема звукового индикатора

Разумеется, надежность работы устройства будет во многом зависеть от конструкции датчика F1. Попробывав различные конструкции датчика наклона головы, я использовал самый простой. Он состоит из пружины от шариковой авторучки, латунного винта М4х5 и контактного упора. Винт вставляется в пружину и припаивается. Второй конец пружины укорачивается и крепится на плате. Индикатор работоспособен при изменении напряжении питания в пределах от 0,7 до 2 В и потребляет ток не более 5 мА.

Топология печатной платы и расположение элементов: пьезоизлучатель HF1 закрепляется над элементами платы подпайкой к контактным площадкам.


Конструкция датчика наклона головы.

Схема устройства представляет собой автогенератор на транзисторах разной структуры с непосредственной связью. Использование пьезоизлучателя позволяет сделать индикатор малогабаритным и легким. Для получения нормальной громкости звука параллельно с пьезоизлучателем включена катушка 11. Она вместе с внутренней емкостью HF1 образует резонансный контур. Это позволяет за счет резонансных колебаний повысить рабочее напряжение на пьезоизлучателе, которое будет значительно превышать напряжение питания.

Пьезоизлучатели разных типов имеют значения собственной звуковой резонансной частоты, находящиеся в пределах 2...8 кГц. Поэтому при замене типа пьезоизлучателя для каждого конкретного случая можно подобрать наилучшее сочетание параметров контура.

Частоту звука можно изменить конденсатором С1 или изменением числа витков катушки L1, что, конечно же, менее удобно. Катушка L1 содержит 600 витков провода ПЭВ-0,08 (0,1 или 0,12 мм), намотанных на склеенных клеем БФ-2 ("Момент") двух кольцах типоразмера К10х6х3 мм из феррита 700НМ1 (или 1000НН). Микропереключатель SA1 можно использовать типа ПД-9-2. Батарея G1 типа РЦ53М или аналогичная. Резисторы и конденсаторы подойдут любого типа, транзисторы КТ315Г допустимо заменить на КТ312В, КТ3102Е, а транзистор КТ361В на КТ3107.

Автосигнализатор гололеда

Наверное, каждый автолюбитель испытал на своем опыте что такое гололед. Схема автосигнализатора гололеда, приведенная на рисунке, работает так: при снижении температуры окружающего воздуха ниже +4°С световой индикатор (светодиод), выведенный на приборную панель автомобиля, начинает светить прерывисто. Если температура продолжает снижаться ниже -6°С, световой индикатор отключается.

Схема этого прибора состоит из порогового устройства на элементах DD1.1, DD1.2 и DD2.1, управляемого мультивибратора на элементах DD1.3 и DD1.4, буферного каскада на оставшихся элементах DD2.2... DD2.4 и усилителя мощности, выполненного на транзисторе VT1.

Принцип работы:. Выносной датчик — терморезистор R1 — при понижении температуры воздуха до +4°С имеет малое сопротивление, а следовательно на входах элемента DD2.1 (исключающее "ИЛИ") присутствует логическая "1", а на выходе — логический "0", который запрещает работу мультивибратора и светодиод VD2 не светится. При дальнейшем понижении температуры воздуха ниже +4°С сопротивление датчика (терморезистора R1) увеличивается и на входе 1 элемента DD2.1 появляется логический "0", а следовательно, на выходе элемента DD2.1 — логическая "1", которая разрешает работу мультивибратора. В результате светодиод VD2 начинает светить прерывисто. При понижении температуры ниже -6°С на входе элемента DD2.1 появляется логический "0", что приводит к запрету работы мультивибратора, и индикатор — светодиод VD2 — перестает светить прерывисто.

Входные цепи и микросхемы автосигнализатора питаются от параметрического стабилизатора VD1, С2, R6. Конденсатор С1 служит для подавления помех на входе автосигнализатора.

Настройку автосигнализатора производят в следующем порядке: ползунки подстроечных резисторов R2 и R3 устанавливают в нижнее по схеме положение. Помещают выносной датчик — терморезистор R1 — в холодильную камеру с температурой +4°С. С помощью резистора R2 добиваются начала прерывистого свечения светодиода D 2, затем понижают температуру в холодильной камере до -6°С и резистором R3 добиваются окончания прерывистого свечения светодиода D2.

Плата автосигнализатора устанавливается в пластмассовом корпусе, а световой индикатор (светодиод) монтируется в удобном для обозрения месте на приборной панели автомобиля. Выносной датчик — терморезистор — соединяют с сигнализатором экранированным проводом, В месте крепления датчика оплетку экранированного провода соединяют с кузовом автомобиля. Датчик размещают так, чтобы он был защищен от механического повреждения и попадания влаги, а также от теплового воздействия двигателя автомобиля.

Электрические цепи автосигнализатора гололеда подключают к кузову автомобиля  и замку зажигания (+12 В)

.
Сигнализатор гололеда

Сигнализатор оледенения, показанный на схеме ниже, контролирует температуру окружающего воздуха, предупреждает автолюбителя о наступлении условий для образования льда на трассе: в сырую погоду при температуре от 0 до 2,2 °С. Девайс имеет прочную конструкцию и обеспечивает хорошую помехозащиту.

Схема управляет длительностью периода появления вспышек светоизлучающего диода. При температуре 2,2 °С схема генерирует непродолжительные периоды вспышек. При понижении температуры до 0 °С вспышки светоизлучающего диода следуют непрерывно. Вспышки повторяются примерно раз в секунду.

В качестве датчика температуры используется термистор, номинальное сопротивление которого при 25 °С составляет 15 кОм. Термистор установлен в ограждении и находится в контакте с окружающим воздухом. Ограждение предупреждает появление ошибок, обусловленных движением воздуха.

В схеме использованы три из четырех операционных усилителей блока. Так как работа схемы зависит от соотношения токов, схема нечувствительна к изменениям напряжения батареи, что позволяет обойтись без стабилизации напряжения.

Усилитель А1 сравнивает сопротивление термистора с включенными последовательно резисторами R1 и R2. Резистор R3 в цепи обратной связи служит для установки соответствующей крутизны выходного напряжения усилителя, в зависимости от температуры. При температуре 0 °С напряжение на выходе усилителя равно 0,6 Vбат, а при температуре 2,2 °С оно составляет 0,3 Vбат.

Усилитель A2 включен по схеме мультивибратора, частота повторения примерно один импульс в секунду. Резисторы R4, R5 и R6 служат для установки верхнего и нижнего пределов напряжения на конденсаторе C1 при 0,6 Vбат и 0,3 Vбат соответственно.

Выходные напряжения усилителей A1 и А2. сравниваются на усилителе A3. Когда выходное напряжение мультивибратора (A2) меньше выходного напряжения усилителя А1 напряжение на выходе усилителя A3 положительно и светоизлучающий диод зажигается. Резистор R7 ограничивает ток через светоизлучающий диод приблизительно до 25 мА.

Для калибровки схемы служит резистор R2. При погруженном в лед термисторе величина R2 устанавливается такой, чтобы светоизлучающий диод был постоянно включен. Другие рабочие точки можно получить регулировкой резисторов R1, R2, R3.

Установка для очистки картерных газов

После установки на крышке (2) штуцеров (3 и 4) (при помощи сварки или винтов) надо нанести стрелки у штуцеров, чтобы не перепутать шланги. В трубке (5) сделано дырку для предотвращения подсоса в двигатель при его остывании. Правда, оно работает так, что часть картерных газов не будет очищаться и насыщаться парам. Но практика показала, что через 15-20 минут после пуска двигателя повышается температура в подкапотном пространстве, нагревается вода в барботере н появляется пар. Количество воды - 2/3 объема флакона. Очиститель закреплен на патрубке, подающим теплый воздух, посредством двух хомутов из алюминиевой полосы толщиной 1 мм.


60 мм, вместительностью 0,65 литра; 2 – крышка; 3 и 4 – штуцеры; 5 – резиновая или пластмассовая трубка.

Девайс для быстрого запуска двигателя в любой мороз

Девайс для облегчения пуска двигателя зимой. На значительной части территории нашей страны холодная погода удерживается от 3 до 9 месяцев в году. Автолюбители, эксплуатирующие свои машины зимой, хорошо знают, что пуск двигателя при отрицательных температурах зачастую оказывается непростым делом. Даже такой современный автомобиль, как "Жигули", при температурах ниже минус 15...20°С доставляет немало хлопот, особенности если машина не новая и ездят на ней лишь от случая к случаю.

<Специалистам известен довольно эффективный способ улучшения пусковых качеств двигателя: подача специальной "пусковой" жидкости непосредственно во впускной трубопровод. Жидкость, интенсивно испаряясь, образует горючую смесь с широкими пределами воспламеняемости. Такая смесь способна воспламеняться даже будучи сильно обедненной или обогащенной, что способствует безотказному пуску двигателя. В нашей стране промышленность выпускает пусковую жидкость "Арктика" (в розничную продажу не поступает) и специальные приспособления для ее подачи в двигатель. Эти приспособления устанавливаются на грузовые автомобили, предназначенные для работы в условиях низких температур.

Автолюбитель может самостоятельно изготовить пусковую жидкость и применить в своей машине простейший вариант такого приспособления. В крышке воздухоочистителя или его патрубке (в зависимости от конструкции) делается дырку, через которое пусковую жидкость можно заливать непосредственно в горловину карбюратора. Отверстие после заливки жидкости закрывается резьбовой пробкой.

Отверстие должно быть расположено с таким расчетом, чтобы заливаемая жидкость попадала в первичную камеру карбюратора. Заливка жидкости во вторичную камеру неэффективна, так как на режимах пуска двигателя последняя в работе не участвует. У автомобилей ВАЗ и "Москвич" с двухкамерным карбюратором первичная камера расположена с правой стороны карбюратора, - если смотреть с места автолюбителя. Корпус заливной пробки может быть закреплен в крышке воздухоочистителя любымспособом, например гайкой.


1 - патрубок карбюратора;
2 - фильтрующий элемент воздухоочистителя;
3 - корпус воздухоочистителя;
4 - крышка воздухоочистителя;
5 - пробка для заливки пусковой жидкости;
6 - гайка:
7 - корпус пробки;
8 - прокладка;
9 – пробка.

Компрессометр

При оценке технического состояния двигателя автомобиля применяют различные измерительные устройства, среди которых не последнее место занимает компрессометр. Он позволяет замерить давление в камере сгорания в конце такта сжатия (компрессию) и тем самым оценить степень износа цилиндров, колец поршней и герметичность прилегания клапанов. Но купить компрессометр сейчас трудно. Я предлагаю сделать компрессометр, конструктивная идея которого была разработана Б. Г. Айзиковичем. Изготовить его легко, надо только приобрести манометр с диапазоном измерения до 16 кгс/кв.см и выточить на токарном станке из латуни переходник (см. рисунке). Уточните в этой детали резьбовое дырку под тот манометр, который вы приобрели.

Основная деталь прибора - вентиль от камеры грузовика, который аккуратно выпрямлен, и от него отпилен грибок. Главное, чтобы трубка вентиля была не очень кривой, нормально длинной и имела исправное гнездо под золотник.

Со стороны, противоположной золотнику, припаяйте переходник для манометра. Шов должен быть герметичен. Паять можно как твердым, так и мягким припоем. С другой стороны вентиля припаяйте упорную шайбу.

Теперь остается только подобрать резиновый конус, например, резиновую пробку, которая плотно входила бы в дырку для свечи, в конусе сделайте дырку.

Соберите прибор. Установите манометр с резиновой шайбой и вверните в вентиль золотник от автомобильной камеры.

Работают с прибором так. При прогретом двигателе и свежезаряженной аккумуляторной батарее выверните все свечи из двигателя, плотно прижмите резиновый конус в свечное дырку измеряемого цилиндра. Попросите помощника включить стартер автомобиля и прокрутить двигатель до тех пор, пока показания манометра не перестанут увеличиваться. Перед замером отрегулируйте клапанные зазоры.

Нормальным считается, если показания манометра в 1,2...1,7 раза превышают степень сжатия двигателя. Лучше найти в справочнике величину компрессии для двигателя вашего автомобиля.

Перед замером компрессии в следующем цилиндре нужно сбросить показания компрессометра, нажав на золотник спичкой или притупленным гвоздем через дырку в резиновом наконечнике. Этим маленьким неудобством придется платить за простоту и дешевизну конструкции. цилиндром не должен превышать 1 кгс/кв.см.

Анти-радар

Изготовить из луженной жести экран и приклеить его с внутренней стороны крышки эпоксидным клеем.

Печатную плату обезжирить и произвести монтаж элементов схемы. Транзисторы VT1 и VT2 с наибольшим коэффициентом усиления. По окончании - проверить монтаж и промыть ацетоном.

Изготовить рупорную антенну. Рупор изготавливается из латуни толщиной 0,5-1,0 мм. Все размеры на чертеже рупора внутренние! Серебрение не влияет на его параметры. Не следует применять латунь, потемневшую под действием среды, а также обрабатывать внутренние плоскости наждачной бумагой. Не облуживать внутренние плоскости рупора на больших площадях. Пайку плоскостей рупора производить мощным паяльником с внешней стороны плоскостей рупора.

Изготовленный рупор промыть ацетоном, извлечь СВЧ-диоды из облочек, надев на запястья рук заземленные браслеты, наложить на диоды кусочки изоленты и установить их в волновод.

Принимая меры предосторожности, установленные для элементов КМОП, избегая перегрева, припаять катоды диодов к плоскости рупора, а к анодам - проводники, при посредстве которых вы подключите их к схеме.

Установить рупор на печатную плату, закрепив его винтом М3, после чего припаять его в двух точках в районе раскрыва к дорожкам массы ПП. Крепежный винт не должен входить в волновод рупора более чем на 0,5 мм.

Подключить СВЧ-диоды, ЭП, светодиоды индикации, экран и провод питания к схеме и еще раз проверить монтаж.






Настройка. При правильном монтаже из исправных деталей приемник работоспособен. Подключить источник постоянного тока напряжением 12-16 В. Вращением движка R18 определить порог срабатывания индикации (примерно в среднем положении). Элементами R23, С14 подбирается желаемый тон к громкость звука.

При наличии генератора, перекрывающего 10,3-10,6 ГГц, например Г4-32 А, либо на диоде Ганна, можно проэксперементировать с приемником в домашних условиях. Изготовить генератор на диоде Ганна несложно (к примеру, см. "РАДИО" №5 за 1991 г. стр. 30). В этом случае можно несколько скорректировать частотные характеристики рупора, если при его изготовлении были допущены некоторые отклонения. Корректировка производится введением в районе VD2 винта М3 путем его ввинчивания в волновод рупора. Возможна корректировка путем изменения длины крепежного винта. Желательно добиться среза чувствительности на частотах выше 10,6 ГГц, чтобы избежать реагирования приемника на посторонние источники СВЧ, имеющиеся в больших городах (к другим помехам обычно влияющими на РВ аппаратуру он не подвержен). Радарные установки типа "БАРЬЕР-2" и "ЛУЧ", если они работают в непрерывном режиме, приемник принимает на расстоянии от 800 до 2000 м в зависимости от дорожных условий и качества изготовления.

Закрепить эпоксидным клеем элементы, вибростойкость которых вызывает сомнение. Еще раз убедиться в работоспособности приемника и более точно, с небольшим запасом установить порог срабатывания индикации резистором R18.

Приемник устанавливается в районе переднего стекла в любом удобном месте, обеспечивающим надежную фиксацию прибора, правильную ориентацию в пространстве (рупор раскрывом вперед) и исключающем травмирование пассажиров и автолюбителя в дорожных условиях. Таким местом может быть солнцезащитный козырек.

Провод питания заводится в приборную панель и подключается к бортовой сети, находящейся под напряжением при включении зажигания.

Аэродинамическая насадка

Представленная здесь аэродинамическая насадка на выхлопную трубу может быть использована для автомашин, которые работают на бензине, газе и дизтопливе.

Для изготовления аэродинамической насадки на выхлопную трубу, берут лист железа 1-2 мм (желательно нержавейку) и загибают под конус (1). Диаметр подбирают соответственно марке автомобиля и объема двигателя (чем больше выхлопная труба у глушителя, соответственно и больше аэродинамическая насадка, смотрите таблицу внизу). Шов по краям запаивается или заваривается. На конце конуса закрепляют обруч (2), на котором просверливают продольные отверстия диаметром 5-10 мм. По 4 отверстия с четырех сторон (снизу, сверху, справа и слева). Аэродинамическая насадка крепится к выхлопной трубе глушителя (6), с помощью скобы (3), которую зажимают зажимам (4) и затягивают болтами (5).

Принцип работы: Основан на создании сильного разряжения на конце насадки за счет геометрической формы профиля реактивного сопла с закручивающимся потоком выхлопных газов.

При движении автомобиля со скоростью от 40 км/час и выше, от обтекания насадки встречным потоком воздуха происходит разница давлений, приводящая к ускоренному принудительному отсосу выхлопных газов из двигателя, что дает:

1. Отличную продувку цилиндров от остатков выхлопа, соответственно более полное наполнение цилиндров рабочей смесью и увеличение за счет этого мощности двигателя от 15% до 25%, в зависимости от типа автомобиля.

2. Снижение отложения нагара на свечах, поршнях и головке цилиндров.

3. Экономию топлива на 25-30% за счет улучшения продувки и динамичной работы двигателя.

4. Снижение шума выхлопа.

Испытания на экономию топлива на а/м "Волга ГАЗ-24" показали, что на 500 км пробега по трассе насадка сэкономила топлива еще на 100 км пробега.

Ветродвигатель (миниэлектростанция) на автомобиле

На стоянке-ночевке, а также при организации бивуака на берегу водоема в летнее время автотуристам желательно иметь источник электроэнергии. Использование аккумуляторной батареи автомобиля в этом случае нецелесообразно из-за низкого К.П.Д. преобразования тепловой энергии, получаемой от сжигания топлива в двигателе, в электрическую энергию. Да и лишний расход горючего.

В США предложена ветроэлектрическая установка с роторно-крыльчатым ветродвигателем, агрегаты которого размещены на кузове автомобиля. Капот и ветровое стекло, при размещении ветродвигателя на крыше, выполняют функцию воздушного коллектора, увеличивающего расход воздуха, а следовательно увеличивающего мощность, получаемую от ветра. Электрический генератор закреплен в нижней части кузова и соединен с ветродвигателем через ременные передачи. Получаемая электроэнергия идет на привод тягового электродвигателя (или на заряд аккумуляторной батареи).

Схема размещения на автомобиле агрегатов ветроэлектрической установки:
1 — воздушный коллектор, 2 — декоративная решетка, 3 — кожух, 4 — роторно-крыльчатое колесо, 5 — ведущий шкив ременной передачи, 6 — редуктор, 7 — электрический генератор, 8 — электродвигатель, 9 — кузов автомобиля.