Устройство стиральной машины основные части и компонентыЭта статья познакомит вас с устройством стиральной машины фронтального типа загрузки. В качестве примера разберем оду из известных моделей в России Zanussi FE 1014 с ременным приводом барабана. Объясним назначение основных частей стиральной, рассмотрим их типовые неисправности и способы их решения.
Электронный контроллер это мозг стиральной машины. Электронные модули первого и второго поколения применялись в Стиральных машин с командоаппаратом и использовались для управления приводным двигателем, и кое каких второстепенных функций. В электронных модулях втрого поколения появились следующие особенности управление дополнительными функциями стиральных машин
индикация режимов работы стиральных машин управление командоаппаратом управление электронными клапанами залива воды управление сушкой (если есть) - вентилятором, ТЭНом, контроль температуры и др управление приводным мотором, который обеспечивает вращение барабана машины в различных режимах ее работы (при стирке или при отжиме). Для обеспечения контроля скорости вращения мотора, на его оси установлен тахогенератор, сигнал с которого поступает в контроллер управление нагревом воды в баке до заданной температуры, исполнительным элементом служит ТЭН, а элементом контроля - датчик температуры управление устройством блокировки люка управление сливным насосом (помпой) контроль уровня воды в баке с помощью датчика уровня контроль протечек воды с помощью специального датчика включение/выключение машины. Кроме того, для контроля работоспособности элементов стиральных машин, модуль может обеспечивать выполнение программ тестирования с последующей индикацией возможных ошибок. Индикация возможных ошибок может производиться и в обычных режимах работы машины Но это не всегда верно - например, CM ARDO с модулями второго поколения (DMPA, DMPU) не обеспечивают формирование кодов ошибок - там возможен только режим тестирования. К модулям второго поколения можно отнести и контроллеры линейки EVO-I, используемые в стиральных машинах ARISTON и INDESIT - правда тестирование основных режимов они обеспечивают только с помощью внешнего диагностического ключа или компьютера. Остановимся также на модулях третьего поколения. Эти модули принципиально отличаются от предыдущих поколений тем, что они используются в стиральных машинах без командоаппарата. Функцию командоаппарата в них заменяет селектор программ (обычный переключатель) и управляющая программа процессора. Эти модули способны отображать информацию уже на светодиодных или ЖК знакосинтезирующих индикаторах , позволяют выполнять значительно больше потребительских режимов и функцийю Также к ним возможно подключать значительно больший набор внешних элементов (например, интегральный датчик уровня, распределительный клапан, циркуляционный насос и другие ). Эти модули также позволяют использовать в современных стиральных машинах высокоскоростные асинхронные приводные двигатели - для этого на плате модулей может быть установлена схема специального коммутатора с мощными выходными каскадами. В стиральных машинах одного из корейских производителей применяются модули для управления шаговым приводным двигателем.
Один конец пружины крепится к верхней части корпуса стиральной машины, а на другой ее части закрепляется бак, в котором сделаны специальные проушины. Жёсткость и количество пружин в разных моделях может существенно отличаться. Износ или механическое повреждение амортизатора приведёт к перекосу бака, и к возникновению сильного стука движущихся частей. Поэтому стиральную машину необходимо немедленно остановить и заменить пружину.
В собранном виде видна лишь незначительная часть устройства механизма запирания люка. На самом деле, это полноценное электромеханическое устройство, служащее для безопасной эксплуатации стиральной машины. Если дверца люка осталась не заблокированной, то стиральная машина не начнет выполнять алгоритм стирки, даже если программа была запущена, а во время стирки белья люк СМ прочно блокируется, для профилактики случайного или неумышленного открытия. Если этот механизм окажеться неисправным, то запуск СМ будет полностью исключен. Уплотнительная манжета люка обеспечивает герметичность стиральной машины. Одна часть уплотнителя цепляется хомутом к баку, а другая к корпусу СМ. Т.к бак движущая деталь, то резиновая манжета является главным элементом обеспечивающим эластичное соединение с корпусом. В некоторых фронтальных моделях СМ фирмы Asko, такой элемент может отсутствовать, а уплотнитель люка находится на его обрамлении. Если вы услышали "резиновый скрип" при работе стирального агрегата, то это значит появился износ манжеты люка. Избавится от этого противного скрипа в стиральной машине можно попытаться следующим образом
Сливной насос используется в стиральной машине для откачивания воды из бака на различных стадиях автоматической стирки. Насос состоит из небольшого моторчика,на валу которого размещается крыльчатка с лопастями и улитка, к которой подсоединены патрубки и сливной шланг. Вода откачиваемая из бака насосом, через сливной шланг поступает в канализацию. Сливной шланг обычно пластмассовый и гофрированный с обеих его сторон надеты литые резиновые наконечники. Со стороны стиральной машины шланг с помощью хомута соединяется с "улиткой" сливного насоса, а другой конец выводится в канализационную систему. Если стиральная машина не сливает воду добольшую часть неисправностей можно устранить своими руками и без технических навыков. В баке стиральной машины имеется всего одно отверстие для слива воды, к которому крепится патрубок сделанный из резины, поэтому он гибок и способен сохранять свою форму. Патрубок имеет различные отводы. Также, в нем стали устанавливать пластиковый шар препятствующий попаданию стирального порошка в канализацию. В системе слива есть еще один компонент - воздушная камера представляющая из себя полую пластиковую деталь, цилиндрической формы с небольшим штуцером, диаметром около 4-5 мм. Этот компонент монтируется вместе с патрубком сливной системы стиральной машины. Воздушная камера требуется для работы прессостата. Когда бак заполняется водой, с ростом давления водяного столба, в воздушной камере увеличивается давление воздуха, которое через штуцер и по отдельному патрубку постурает в диафрагму прессостата и он срабатывает при заданном уровне воды.
Самый объемная элемент СМ - способен вмещать от 30 до 65 литров жидкости. При изготовлении бака применяют высокопрочный пластик и нержавеющую сталь. Бак состоит из двух частей соединенных болтами или хомутом, которые позволяют разобрать его в случае необходимости, например при замене подшипников бака. В некоторых моделях СМ используют неразборные баки. Если вдруг стиралка перестает крутить барабан. То можно попробовать прокрутить его рукой, при условии, легкого вращенияможно высказать следующие предположение, что случился обрыв приводного ремня или он соскочил со шкива. В современных СМ используют плоские поликлиновидные ремни. В основном их делают из полиуретана или резины. Движение приводного ремня передается на ведомый шкив барабана - это специальное колесо с ободом или канавкой, через которое передаётся . Шкив закреплен болтом или гайкой к валу барабана СМ. Соотношение диаметра шкива барабана к диаметру шкива двигателя называется передаточным числом. Благодоря этому значению, в некоторых моделях СМ с абсолютно одинаковыми узлами, максимальное количество оборотов при отжиме достигается только за счёт изменения диаметра шкива.
Для нагревания воды в СМ, используют трубчатый термоэлектрический нагреватель. При подаче сетеаого напряжения из розетки на контакты ТЭНа, электрическая энергия превращается в тепловую и осуществляется нагрев воды. ТЭНы могут быть различной мощности, от 800 и до 3000 Ватт. В случае его поломки потребуется замена тэна.
В стиральных машинах применяют асинхронные и коллекторные двигатели На коллекторных моторах нет смысла останавливаться подробно, отметим лишь, что в их конструкции имеется якорь с коллектором (ламелями) и щеточный механизм Полноценный ремонт двигателей этого типа возможен только в случае замены износившихся щеток . Асинхронные двигатели внешне мало отличаются от коллекторных , на самом деле они не имеют упомянутых щеток и коллектора. В них, в зависимости от назначения, имеются несколько обмоток Например, на рисунке ниже показана схема распайки колодки асинхронного двигателя для стиральных машин ARDO. Из рисунка видно, что в этом моторе имеется 5 обмоток - часть из них используется в режиме стирки (малые обороты), часть - при отжиме (высокие обороты). В современных стиральных машинах используются специальные высокооборотные асинхронные двигатели, обмотки в них соединены по схеме "треугольника". Для их работы необходим специальный коммутатор (в составе контроллера). Есть еще отдельный класс приводных двигателей с прямым приводом. Они представляют собой шаговые двигатели. Естественно, для их функционирования необходима также отдельная схема управления (в составе электронного контроллера стиральной машины).
Бункер дозатор - это пластиковый короб, вмещающий в себя выдвижной дозатор моющих средств . К бункеру дозатора может подходить несколько патрубков, а в его верхней части имеются каналы с отверстиями, через которые вода вымывает порошок.
В современных стиральных машинах для контроля работы различных узлов используется несколько типов датчиков: температуры (NTC и термостаты); контроля оборотов вращения двигателя (индуктивный тахогенератор и датчик Холла); уровня воды. Что касается датчика температуры NTC, то внутри его имеется специальная проволока, намотанная на оправку В зависимости от окружающей температуры сопротивление датчика меняется. Термостат же представляет собой контактную группу (нормально замкнутую), которая разрывает цепь при достижении определенной температуры. Обычно они устанавливаются в цепи питания ТЭНа - как только по тем или иным причинам температура воды в баке достигает критического значения (обычно это 90 град. Цельсия), защитный термостат размыкает питание ТЭНа Отметим, что подобные элементы используются в качестве защитных устройств и в цепях питании приводных моторов В старых моделях стиральных машин также используются регулируемые термостаты Они выполняют функцию регулировки температуры воды в баке. От самого датчика к регулятору температуры ( на передней панели СМ) идет специальная капилярная трубка. Тахогенератор предназначен дпя контроля оборотов приводного мотора. В большинстве стиральных машин он расположен на оси приводного мотора и представляет собой обычную катушку которая формирует переменную ЭДС, под воздействием вращающегося постоянного магнита. Особо хочется остановиться на датчиках уровня воды (прессостатах) Они бывают двух типов - обычных с контактными группами в своем составе и электронных Обычный датчик уровня воды представляют собой мембрану которая под воздействием давления воздуха переключает электрические контактные группы Каждому срабатыванию определенной контактной группы соответствует определенный уровень воды в баке От датчика в бак идет герметическая пластиковая трубка - чем выше уровень воды в баке, тем больше давление на мембрану датчика Подобных датчиков в стиральной машине может быть от 1 до 3. Электронный датчик уровня имеет в составе мембрану, и от него в бак идет пластиковая трубка Его особенностью является то, что в его составе имеется управляемый генератор, частота формируемых импульсов которого меняется в зависимости от приложенного на мембрану давления воздуха. Существуют модели стиральных машин, где используются оба типа датчиков (с контактными группами и электронные) - первый тип датчиков используется для грубой оценки уровня воды в баке а второй - для более точной. Все перечисленные выше виды и типы датчиков ремонту не подлежат - при выходе их из строя подобные устройства подлежат замене. В современных стиральных машинах применяются датчики загрязненности воды (прозрачная трубка с оптическим датчиком) взвешивания белья (индуктивный датчик встроен в амортизатор) и другие.
Через него происходит подача воды в СМ. На входе клапана видна резьбовая часть к которой подсоединен шланг подачи воды, на выходе имеется штуцер, через который вода следует в бункер дозатора. У клапана есть катушка индуктивности. По управляющему сигналу на нее поступает напряжение и клапан отпирается наполняя бак водой, а закрывается клапан, вмомент прекращения подачи питания. Пропускная способность клапана около 10-12 литров в минуту. |
|