Схема пылесоса и ремонтРассмотрена обобщенная конструкция и принцип действия пылесоса, имеется подборка типовых схем включения пылесосов и сервисных инструкций. Даны Советы по эксплуатации и ремонту пылесосов. Описаны типовые неисправности, а также приводятся способы их устранения.
Конструкциия и схема пылесоса предусматривает наличие следующих основных устройств: указатель (сигнализатор) заполнения пыле сборника пылью или устройство для автоматического отключения двигателя при заполнении пыле сборника; устройство регулирования мощности электродвигателя; устройство автоматической намотки шнура; сменные бумажные фильтры разового заполнения или устройство прессования пыли; устройство регулирования расхода воздуха. Современные пылесосы имеет также встроенный фильтр, в котором накапливается вся грязь и пыль, после уборки помещения Для правильной работы двигателя в пылесосе имеется помехоподавляющяя схема на дросселях по питанию. Они используются для сглаживания высокочастотных сетевых пульсаций. После дросселей напряжение поступает на сглаживающий конденсатор и только потом сглаженное напряжение подается на двигатель. Конденсатор также предназначен для плавного запуска двигателя пылесоса Почти в каждом пылесосе имеется специальный отсек, в который уходит сетевой кабель пылесоса, длина этого кабеля около 3-х метров В составе дорогих моделей пылесосов имеется схема электронной систему управления, сенсорный регулятор мощности и переключатель режимов работы двигателя. Пылесос также должен быть снабжен небольшими колесиками, для удобной эксплуатации, движения. На схеме показаны: 1 - мешок для пыли, 2 - фильтр входной, 3 - фильтр выходной.
Воздуховсасывающий агрегат состоит из верхнего 2 и нижнего 1 корпусов, щита 5 и электродвигателя с вентиляторным устройством 15. Якорь 13 электродвигателя установлен на двух подшипниках 4 н 9, закрытых крышками 3. 8. Вращение якоря левое. Статор 12 электродвигателя закреплен на щитке 5 и верхнем корпусе 2 с помощью винтов 6. В верхней части агрегата на щите 5 расположены щеткодержатели 7 угольных щеток 11. Щетки закрыты колпачком 10. В нижней части агрегата на валу якоря расположены турбинки 14 вентиляторного устройства и закреплены гайкой 16.
Пылесос не работает или работает с перебоями - Проверить штепсельную розетку, включив в нее настольную лампу. Проверить соединительный шнур и штепсельную вилку. Для проверки используют контрольную лампу, пробник или омметр. Место обрыва соединить и тщательно заизолировать. Проверить выключатель пылесоса. При необходимости разобрать пылесос и осмотреть выключатель. Зачистить и подогнуть контакты или установить новый выключатель. Осмотреть внимательно контактные соединения электрической схемы, особенно места паек и наличие контактов в местах соединения проводов. Проверить угольные щетки и коллектор двигателя. При необходимости - заменить щетки. Вынуть угольные щетки, растянуть их пружины и установить на старое место. Вынуть угольные щетки, намотать на стержень ватку смоченную в спирте или одеколоне и почистить внутренюю поверхность щеткодержателей. После этого установить щетки на место. Если длина угольных щеток менее 3 мм их следует заменить. Почистить коллектор двигателя тряпкой, смоченной в спирте или одеколоне. Спичкой удалить угольную пыль между пластинами коллектора Пылесос работает, но слабо всасывает пыль. От двигателя исходит звук более высокого тона, чем обычно - Посмотреть, не попал ли в шланг посторонний предмет. Присоединить шланг к выходному отверстию и включить пылесос. Если это не помогает, прочистить шланг длинной палкой с закругленным концом. Смотри также статью, что делать если пылесос стал плохо всасывать пыль Кроме того может быть поврежден шланг пылесоса. Рекомендации по уходу за пылесосом. Пылесосы по сравнению с другими бытовыми приборами более часто выходят из строя в связи с использованием коллекторных двигателей с большой частотой вращения. Двигатель охлаждается потоком выходящего воздуха и поэтому пылесос без охлаждения может проработать лишь 10-15 минут, а с охлаждением - 1-2 часа. После этого, если не выключить пылесос, он может выйти из строя. в связи с этим при использовании пылесоса следует придерживаться определенного режима работы. На нагрев двигателя влияет также степень запыленности фильтра. Для хорошей работы прибора нужно регулярно чистить фильтр и хранить пылесос в сухом месте. Не рекомендуется стирать и мочить фильтр, так как при этом пропускная способность агрегата уменьшается, что может быть причиной его перегрева. Пылесос требует постоянного ухода: необходимо не реже одного раза в 2 года менять смазку подшипников двигателя и ежегодно проверять состояние графитовых щеток двигателя
Схема пылесоса LG-V2600, LG-V2620, LG-V2800, LG-V3300, LG-V982, LG-VC7050nt, LG-v-c7070ct Philips FC8600, HR-6836, HR-8003, hr8731, hr8733, hr8735 ,hr8745 ,hr8765 ,hr8837 ,hr8838 ,hr8847 ,hr8948 ,hr8978 Схемы пылесосов Samsung SC6657, VC-7700, vc-h110, vc-h113, vah-1113, vc-h114
"Ветерок-4" работает по принципу пылесоса, схема его сборочного чертежа приведена на рисунке:
Неисправности пылесоса можно приблизительно разделить на две группы: электрические и механические. Рассмотрим несколько случаев. Пылесос включен в сеть, щелкнул выключатель, но он не работает и не издает ни малейшего звука. Очевидно, ток в двигатель не поступает. Представим себе путь тока: розетка, вилка, шнур, наконец обмотки двигателя. Начнем поиск от простого к сложному. Сначала проверим с помощью любого заведомо исправного электроприбора, лучше всего настольной лампы, в порядке ли розетка. Если лампа горит, осматриваем вилку и шнур. Ищем изломы, механические повреждения, особенно тщательно осматриваем места входа шнура в вилку и в корпус пылесоса. На корпусе должно быть резиновое кольцо, предохраняющее шнур от истирания и излома. Если внешний осмотр ничего не дает, разбираем пылесос и проверяем омметром наличие проводимости в жилах шнура от выключателя до вилки. Омметром же проверяем выключатель. Неисправные выключатели и шнуры заменяем. Другой случай: пылесос включен в сеть, щелкнул выключатель, но происходят перебои в работе, искрение коллектора, которое можно видеть через нагнетательное отверстие. В первую очередь нужно проверить угольные щетки 4. Чаще всего бывает так, что они снашиваются до пружин и уже стальные пружины контактируют с коллектором. В этом случае их надо заменить. Чтобы заменить щетки, снимают уплотнительное кольцо 8 и отворачивают винты 3. Вынимают щетки, отвертывая колпачки 7, и ставят новые. Разумеется все это проделывают при отключенном от сети пылесосе. новые щетки ставят скосами против вращения коллектора. После установки необходимо притереть для лучшего контакта щеток с коллектором. Как это сделать см рисунок. При этом нельзя допускать ни малейшей царапины на витках статора или якоря - это выведет двигатель из строя! Если не удалось найти родных щеток смело берите щетки большие по размеру но обязательно той же марки, что и родные (для пылесосов хорошо подходят щетки марки ЭГ-8). Меньший размер легко сделать на мелкозернистом напильнике. однако следует помнить что щетки должны ходить в щеткодержателе легко, без малейших заеданий. Небольшой люфт даже полезен - при работе щетки нагреваются и люфт уберется. При длительном пользовании пылесосом коллектор двигателя "засаливается". Для лучшего контакта щеток полезно протереть его растворителем или спиртом. Не рекомендуется шлифовать коллектор шкуркой, так как при шлифовке частицы корунда остаются в коллекторе, что резко ускоряет износ щеток. При работе двигателя на поверхности коллектора образуется так называемая политура - смесь угольных щеток и меди коллектора. При создавшейся политуре щетки изнашиваются медленнее всего. Шлифовка коллектора уничтожает политуру и до образования новой политуры щетки будут быстро изнашиваться. Иногда искрение коллектора происходит и при нормальных щетках. Вызвано это может быть следующими причинами: межвитковое замыкание в обмотке якоря или статора и повышенная нагрузка на двигатель. В первую очередь нужно проверить нет ли повышенной нагрузки на двигатель. Вызвано это может быть засором в воздушной системе пылесоса или заеданием двигателя. У старых пылесосов с большим сроком службы почти всегда сильно изношен подшипник на якоре со стороны вентилятора. Иногда он изношен так сильно, что якорь начинает цеплять за статор или ротор вентилятора цепляет за корпус. И даже если он не цепляет то при сильном износе подшипника постоянно изменяется воздушный зазор между якорем и статором, что вызывает броски тока и соответственно искрение. Кроме того, воздушный фильтр, отделяющий пыль от воздуха, не фильтрует воздух от пыли на 100%. И со временем микро частички пыли прилипают к смазке подшипников и резко ухудшают ее свойства, даже не смотря на то, что там установлены закрытые подшипники. Поэтому значительно увеличивается усилие для проворачивания подшипников, увеличивается ток и искрение. Проверить это легко - нужно взять якорь за подшипник и крутануть его. У подшипника с пылью вместо смазки будет слышен характерный "хруст". Такой подшипник меняем или в крайнем случае промываем растворителем и забиваем смазкой Литол-24. Если подшипник закрытый то приходится сломать пластмассовую защиту с внутренней стороны (не контактирующей с воздухом) и также промыть и заменить смазку. Если крутануть якорь с хорошими подшипниками он должен сделать как минимум 10-15 оборотов без хрустов. Шум подшипников должен быть ровный, люфтов быть не должно. Межвитковое замыкание в обмотке якоря или статора как правило характеризуется очень сильным, как правило круговым, искрением чаще всего вместе с запахом изоляции. Для начала нужно попытаться определить где произошло межвитковое замыкание. В первую очередь осматриваем якорь. На обмотках не должно быть вспучиваний изоляции и почернений. Понюхайте его, не должно быть запаха паленой изоляции. Осмотрите коллектор, иногда бывают замыкания между пластинами, это видно невооруженным глазом. Если вышеуказанные признаки имеют место, то дело плохо. Якоря на пылесосы достаточно трудно найти. А перемотка якорей дело сложное и под силу только очень квалифицированным обмотчикам. Поэтому чаще всего срок службы перемотанных якорей недолог. Замыкание в обмотке статора определить достаточно просто - нужно вынуть щетки и измерить сопротивление обмотки статора (ОВ) 1 и 2, а также сопротивление между корпусом и обмотками. Разница между сопротивлениями обмотки 1 и обмотки 2 должна быть крайне незначительной, на корпус они звонится не должны. Если разница значительная (>10%) ту, которая с меньшим сопротивлением, меняем. Её несложно намотать и самому. Поэтому при разборке пылесоса обязательно помечаем взаимное положение траверсы щеткодержателя и корпуса. Если не пометили можно пойти другим путем. Ослабляем траверсу и потихоньку поворачиваем её, закрепляем, добиваясь наименьшего искрения. Если есть амперметр, поворачиваем траверсу, добиваясь наименьшего тока холостого хода. Категорически не рекомендуется делать это на ходу - при пуске двигатель выпрыгнет из рук и траверса сместится сама. Также нельзя включать двигатель без присоединенного вентилятора. Особенность двигателей пылесоса такова, что они всегда должны работать под нагрузкой. Иначе он может сломаться от ремонта. При сборке пылесоса проверьте, не оставили ли вы в не гайку, винт или другой предмет: попав в вентилятор, они могут полностью его разрушить. Ведь диски вентилятора сделаны из дюралюминия толщиной около 0,8 мм. Иногда при разборке диски вентилятора гнутся и потом цепляют за корпус. В этом случае при сборке под один из дисков нужно подложить шайбу. При этом разрежение на всасывании падает. Поэтому надо разбирать пылесос очень аккуратно и ничего не гнуть. Пылесос работает, но создаваемое разрежение уменьшилось, он всасывает пыль очень слабо. Двигатель издает звук более высокого тона, чем обычно. Это означает, что на пути засасываемого воздуха появилась помеха. Может быть, в шланг попал посторонний предмет. Его можно удалить, присоединив шланг к выходному отверстию. Если это не помогает или конструкция пылесоса не позволяет этого сделать, шланг прочищают длинной деревянной рейкой с закругленным концом или куском толстой проволоки с крючком. |
|