Ремонт вентилятора своими рукамиВентилятор, как и любое другое электрическое устройство, имеет свойство иногда ломаться, в нем чаще всего сгорает обмотка статора. Но это совсем не повод отправлять его на пенсию. В рамках данной статьи поговорим о практике ремонта бытовых вентиляторов.
Начинаем процесс разборки со снятия крышки вентилятора, под ней спрятан небольших габаритов однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротор, мощностью 20 Ватт. Напомню о том, что ротор это двигающаяся часть электродвигателя, который вращается за счет магнитного поля. Тем самым приводя в движение лопасти нашего вентилятора. Статор – это статическая обмотка, которая располагается на стальном сердечнике электродвигателя. Статор осуществляет преобразование переменного тока во вращающееся магнитное поле. При внешнем осмотре, конечно сложно поломку любого устройства, если нет явных признаков повреждения говорящих сами за себя. В нашем примере надо прозвонить на целостность статорную обмотку и шнур питания. Сделать это проще всего при помощи обычного мультиметра, который должен быть в инструментальном арсенале любого радиолюбителя. О том, как правильно пользоваться мультиметром, можно узнать здесь. После серии измерений выяснилось, что питающий шнур у нас в полном порядке, а у бытового вентилятора просто сгорела обмотка статора. Для ремонта своими руками, нам потребуется частично разобрать двигатель. Статорную обмотку можно достаточно легко снять с помощью обычной отвертки вбивая ее равномерными ударами, по местам, указанными стрелками на фотографии. После успешного демонтажа статорной обмотки, можно перейти к математике, а именно, расчета количества витков для обмотки статора двигателя. Для упращенного расчета можно взять за основу следующий алгоритм: Напряжение в нормальной сети переменного тока 220 Вольт, мощность двигателя – 20 Ватт, Сечение сердечника 1,2 см2, проходящий через катушку ток составит – 0,09 А. (исходя из общеизвестной формулы I=P/U). Сечение типового провода можно вычислить по следующей формуле: Если переведем площадь поперечного сечения провода из 0,03 мм2 в диаметр провода получим в итоге: d = 0,19 мм Обмоточный провод я позаимствовать из катушки магнитного пускателя диаметром 0,17 мм так как не знаю смогу уложить нужное количество витков на каркас катушки. В последнем случае: U – сетевое напряжение, Sc – сечение сердечника, Bc – магнитная проницаемость железа (максимум 14 000 ге). Как только вычислим количество витков, можно приступать к обмотке. Обмотать вокруг сердечника столько витков вручную сложно, поэтому рекомендую воспользоваться самодельным станком для намотки трансформаторов. После того как катушка сделана, необходимо пропитать ее специальным лаком для пропитки, иначе изоляция проводов в ней может нарушиться. После высыхания лака, необходимо установить катушку обратно. Если после сборки и проверки возникли проблемы с направлением вращения лопастей, то нужно только снять ротор и установить его с другого торца сердечник. Как вариант, можно снова вытащить катушку статора, и повернуть ее на 180 градусов и установить обратно. На рисунке выше красными стрелками помечены коротко замкнутые витки, на них будет концентрироваться вращающие лопасти магнитное поле, которое воздействует на ротор.
Для того что бы найти причину поломки вентилятора, необходимо его, как и в предыдущем примере разобрать. Сделать это довольно просто. Вначале снимаем защитную решетку, затем вытаскиваем лопасти или крыльчатку, которая обычно фиксируется специальной гайкой. Затем необходимо демонтировать другую часть защитной решетки и отвинтить саморезы крышки. Рекомендую также изучить типовую принципиальную схему работы напольного вентилятора. Обычно в ней используется асинхронный электродвигатель с 8-ю обмотками (рабочие и пусковые). Для успешного запуска двигателя необходимо создать сдвиг фазы на 90 градусов. Для этого в схеме имеется конденсатор. Работать схема будет после нажатии кнопка включения питания, при этом должна загореться индикаторная лампа и начинают вращаться лопости, скорость вращения двигателя зависит от схемы соединения обмоток, с помощью переключателя. Сначала требуется проверить исправность сетевого провода. Затем выполнить проверку конденсатора для запуска мотора. Рекомендуется также посмотреть целостность контактов и проводов. Если во время работы вентилятора слышен гул или шум, тогда нужно смазать его густой смазкой Литолом. Ремонт электродвигателя начинают со смазки подшипников, обычно после этого вентилятор начинает хорошо работать. Для смазки можно использовать машинное масло. Достаточно типовой неисправностью является обрыв одной из обмоток статора. Для проверки можно резко крутануть лопасти по направлению вращения часовой стрелки. Если вентилятор заработает значит сгорела одна из обмоток. Срок службы электродвигателя уменьшается в несколько раз, если не чистить его от пыли, а так же если забывать смазывать подшипники или редуктор. |
|