Переделка компьютерного блока питания в зарядное устройство для автоМногие автолюбители предпочитают собрать зарядное устройство своими руками. По этому вопросу, существует масса радиолюбительских схем и решений. Зарядное устройство для автомобиля из блока питания компьютера, одно из них. В этой статье мы попытаемся донести до вас информацию, как самостоятельно легко собрать зарядное устройство для авто из ATX блока питания компьютера.
Как известно, ATX блок питания компьютера представляет собой типовой импульсный преобразователь напряжения на +5, +12, -12, -5 В. Путем достаточно простых и доступных переделок, можно из такого устройства сделать своими руками вполне работоспособное автомобильное зарядное устройство. В первую очередь нам потребуется исправный компьютерный блок питания. Можно даже взять древний типа АТ на 200 – 250 Вт, этой мощности для зарядки автомобильного аккумулятора должно хватить с запасом. Так как автомобильный аккумулятор должен заряжаться напряжением в 13,9 – 14,4 В, то основной переделкой в схеме станет поднятие напряжения номиналом в 12 В до уровня 14,4 Вольта. Сама зарядка осуществляется при помощи тока порядка 5 Ампер. Вскрыв корпус отключенного от переменной сети любого блока питания компьютера, отпаиваем все провода, которые выходят из него, кроме зеленого провода, его нужно припаять к минусовым контактам. (Площадки, к которым были припаяны черные провода — это минус (общий).) Это надо сделать для автоматического запуска компьютерного БП при подачи напруги сети. Далее паяем провода с клеммами к минусу и шине + 12 В (до этого были припаяны провода желтого цвета). Так как, нас не интересуют цепи -5, +5, -12 В, а также схема сигнала запуска и переключатель напряжения 110/220 В. Чтобы было понятнее, на рисунке ниже показан вариант переделки старого БП AT BTC PSC-200S.
Резисторы R43 и R44 являются радио компонентами опорного типа в этой схеме (смотри фрагмент ниже). Величину сопротивления R43 можно корректировать, что позволяет добиться изменения величины выходного напряжения на цепи +12 В. Данный резистор нужно заменить на постоянное сопротивление R431 и переменное R432. Выходное напряжение зарядного устройства после модернизации можно корректировать в диапазоне 10-14,3 В. Кроме того необходимо заменить конденсатор, находящийся на выходе выпрямителя в +12 В на более высоковольтный. Сопротивление резистора, стоящего рядом с вентилятором можно немного увеличить. Сам вентилятор желательно расположить так, чтобы воздух от него шел внутрь БП. Для этого, повернем его на угол 180 градусов. Схему переделки из видео, можете найти в журнале радио январь 2009 года, страница 38 Вариант модернизации компьютерного блока питания в автомобильное зарядное устройство на базе TL494Итак оставив только цепь +12 Вольт, в этом БП ATX приступаю к корректировки режима работы работы ШИМ — на базе TL494. К первому выводу микросхемы подключены три сопротивления, нам нужно только то, которое подключено к выводами блока питания на +12 В. Вместо него впаиваем переменное сопротивление, который настраиваем на такое же сопротивление. Плавно увеличивая номинал сопротивления переменного резистора, до тех пор пока на выходе будущего зарядного устройства не получится уровень в 14,4 Вольта. Для каждого БП компьютера номинал этого сопротивления будет разный, т.к разновидностей схем великое множество, но алгоритм регулировки напряжение общий. При поднятии уровня выше 15 В, может сорваться генерация ШИМ. После этого устройство придется перезагружать, предварительно снизив сопротивление переменного резистора. Когда напряжение 14,4 В для успешного заряда автомобильного аккумулятора получено, можно выпаять переменный резистор и измерив его сопротивление, заменить на постоянный. В принципе можно завинчивать крышку и пользоваться зарядным устройством для авто. Но в случае необходимости, можно дополнить эту конструкцию индикатором зарядки. В нашем случае, были позаимствованы два измерительных приборчика со стрелками от старых кассетных магнитофонов. Первый показывает уровень тока заряда, а второй — напряжения на клеммах аккумуляторной батареи для автомобиля. В получившемся зарядном устройстве сохраняется изначальная функция защиты от короткого замыкания и перегрузки. Но это не защищает схему от переполюсовки! Ни в коем случае не подключайте к зарядному устройству аккумулятор не той полярностью, зарядное просто сгорит.
Для защиты от переполюсовки ЗУ имеется масса интересных радиолюбительских решений и схем. С некоторыми из них вы можете познакомится, просто перейдя по ссылке выше.
БП Codegen 250XA, ШИМ – КА7500В (полноценный аналог TL494) + AD393, мощность 250 Ватт. Как и в предыдущем случае ищем резисторы, которые соединяют первую ножку микросхемы КА7500В с шиной +12 В. В соответствии со схемой, это сопротивления R34. Выпаиваем его и меняем на переменный резистор. Изменяя номинал этого сопротивления, мы регулируем режим работы ШИМ и соответственно выходное напряжение компьютерного блока питания. Но получив на выходе только 13 В, дальше блок питания уходит в защиту и отключается, выкинув из схемы стабилитрон ZD1, проблема решилась. Теперь напряжение можно поднять до нужных нам 14,5 Вольт. |
|