Схема зарядного устройства на микросхеме LM317Рассмотрены схемы простых зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов на базе популярной микросхемы стабилизатора напряжения LM317.
Еще одна простая, но очень эффективная схема зарядного устройства на интегральном стабилизаторе напряжения LM317. Устройство может быть использована для зарядки 12 вольтовый кислотных батарей, в том числе и автомобильных аккумуляторов. Первый вывод микросборки применяется для контроля напряжения на выходе схемы, то есть зарядного потенциала. Второй контакт является управляющим. На третий пин поступает входное напряжение питания. Зарядный ток и потенциал на выходе контролируется биполярным транзистором Q1, резистором R1 и переменным сопротивлением R5. Когда батарея только подсоединена к клемам ЗУ, ток через резистор R1 увеличивается. Это, увеличивает проходящий ток и от LM317. Когда аккумулятор полностью заряжен, радиолюбительская конструкция снижает ток заряда, и АКБ заряжется в режиме непрерывной подзарядки низким током. Микросборку необходимо разместить на радиаторе. LM317 стабильно работает при разности входного и выходного потенциала на 3 вольта. С помощью сопротивления R5 можно изменять напряжение зарядки. Сопротивление R1 обладает нестандартным номиналом, его можно собрать использовав параллельное соединение резисторов, в количестве двух штук номиналом 1 Ом. Вторичная обмотка должна свободно попускать ток в 1,5 ампера.
Напряжение на схему ЗУ подается на клеммы Х1 и Х2 от внешнего блока питания постоянного напряжения 12-20 вольт. Зарядный ток поступает на индикатор светодиод HL1, транзистор VТ1 и стабилизатор напряжения LM317. Стабилизированное напряжение выводится на клеммы Х3 и Х4, которые подсоединяются к свинцово-кислотному аккумулятору. Величина падения напряжения, необходимая для отпирания транзистора VT1, задается резистивным делителем на резисторах R3 и R4. Если ток зарядки ниже установленного уровня тока (ограничение тока задается подстроечным сопротивлением R4), светодиод HL1 не горит. С ростом тока заряда, свечение светодиода плавно возрастает. Переменным сопротивлением R5 устанавливаем выходное напряжение на выходе. Для аккумуляторов с номинальным напряжением 6 В выходное напряжение заряда должно быть 6,8…6,9 В, для типовых автомобильных аккумуляторов 12 В на выходе следует установить 13,6…13,8 В.
Устройство рассчитано для зарядки аккумуляторных батарей ёмкостью около 1,2 Ампер-часа. В конструкции предусмотрен регулятор напряжения и тока. Схема состоит из понижающего трансформатора, а блока выпрямителя на диодах Д1 и Д2. Электролитическая емкость С1 используется в роли входного фильтра для снижения пульсаций выпрямленного напряжения. Стабилизатор ДLM317, регулирует ток заряда и напряжение. Диод Д3 защищает конструкцию от вероятного обратного броска тока от аккумулятора. Микросхему требуется обязательно установить на радиатор. Трансформатор, должен быть по мощности не ниже 25 ватт, с вторичной обмоткой со средней точкой, на ток 1.5 А и напряжение 14 вольт. Схему рекомендуется дополнить амперметром. Учтите в этом ЗУ отсутствует защита от короткого замыкания. |
|