Схема автомобильного усилителя мощности схема своими рукамиПодборка интересных радиолюбительских вариантов схем изготовления автомобильных усилителей мощности своими руками.
Немного подумав пришёл к выводу, что трехканальная система будет наиболее рациональной для использования в замкнутом пространстве салона автомобиля. Во-первых, по тому что значительно легче выделить место для одной мощной и низкочастотной головки, чем для двух, а во-вторых, отличные средне-высокочастотные колонки могут быть компактными и эффективными одновременно. В роли активных компонентов используются две микросборки TDA1518BQ, имеющие в своем внутреннем составе по два НЧ усилителя, способные развить мощность до 12W на 4-х омной нагрузке. Микросборка способна работать как комплект из двух УНЧ для стереоканалов, так и в роли одноканального мостового усилителя, все зависит от подключения её выводов и от того, на какие входы поступает сигнал. В мостовом включении микросборка на той же нагрузке способна развить мощность до 24 Ватт. В рассматриваемой принципиальной схеме А1 работает как стереоусилитель СЧ-ВЧ каналов, а вторая микросборка А2, — как мощный усилитель низкочастотного канала. Переменные сопротивления R1 и R2 необходимы для задания уровней стереобаланса и уровня СЧ-ВЧ-каналов. Стереосигналы через емкости С1 и С2 следую на входы двух УМЗЧ. Входы синфазные, т.к TDA1518BQ способна работать в режиме двухканального усилителя. Выбор режима работы микросхемы (двухканальный или мостовой усилитель) осуществляется замыканием одного из входов верхнего, по схеме, УМЗЧ микросборки на вывод 4. Этот УНЧ имеет два входа - прямой - пин 1, и инверсный - пин 2. Если требуется двухканальный усилитель второй вывод соединяют с четвертым, а на первый подают сигнал, если необходим мостовой усилитель, с выводом 4 соединяют первый, а второй соединяют с 13 (прямой вход второго УМЗЧ). Низкочастотный канал построен на микросборке А2. Сумматор, формирующий монофонический сигнал из стерео, состоит из сопротивлений R3-R4, которые совместно с емкостью С10 образуют простой предварительный ФНЧ, немного заваливающий средние и высокие частоты. Моносигнал образуется на переменном сопротивление R5, которое требуется для установки НЧ уровня канала. Микросборка А2 подключена по мостовой схеме. Отсутствие разделительной емкости на её выходе помогает качественному воспроизведению НЧ частот, а выходной ФНЧ, реализованный на катушках индуктивности L1, L2 и сопротивления динамика ВЗ и включенной параллельно ему конденсаторов С8-С9, обеспечивает глубокий завал частот более 500-600 Гц. Так как усилитель потребляет высокий ток, выключатель по цепи питания не используется, УМЗЧ постоянно подсоединен к бортсети, но при размыкании переключателя S1 переходит в ждущий режим, в котором он не функционирует и потребляет ток ниже 1 mA. Катушки индуктивности L1 и L2 намотаны на отрезках цилиндров от пластиковых шприцов диаметром 23 мм, содержит по 150 витков провода типа ПЭВ-0,61. Катушки вместе с емкостями С8, С9, R8 должны быть расположены рядом с низкочастотным динамиком. В роли корпуса - радиатора для усилителя можно применять корпус от неисправного коммутатора бесконтактной системы зажигания. Низкочастотный динамик - 35ГДН1-4, каждая средне-высокочастотная АС - 13 см двухполосная Kenwood. В цепи питания схемы обязательно должен стоять LC-фильтр и предохранитель на 10А. Для снижения наводок от работающего двигателя я отключил массу магнитолы от кузова автомобиля. Общий на магнитолу поступает через экран шнура линейного входа, соединяющего магнитолу с УНЧ. При протягивании этого кабеля через кузов необходимо следить за тем, чтобы его экран нигде не соприкасался с металлическими частями автомобиля. Расположение динамиков в автомобиле. Передние: двухполосные Sony находятся в верях, параллельно к ним подсоединены ВЧ-головки, имеющиеся на передних стойках. Заднии: НЧ-динамик расположен в центре полки багажника, усиленной фанерой толщиной 7 мм, СЧ-ВЧ динамики разместил в багажнике.
Схема реализована на двух микросборках TDA1554Q, используется для работы в каскадах, собранных по мостовой схеме, и обладает следующими техническими параметрами: чувствительность - 0,5 В, сопротивление на входе - 600 Ом, номинальное сопротивление нагрузки - 4 Ома, максимальная выходная мощность 4х15 и 4х22 Вт при коэффициентах нелинейных искажений 0,25 и 10%, полоса воспроизводимых частот - 30...16000 и 15...25000 Гц при неравномерности АЧХ -1 и -3 дБ., напряжение питания - 11,8 - 14,4 В, максимальный ток потребления - 14 А, ток в режиме покоя - 0,3 А, ток в режиме ожидания - 0,001 А Схема одного канала усилителя представлена на рисунке выше. Второй - правый канал полностью ему аналогичен. На пассивных компонентах C1-C5 и R1-R5 построены разделительные фильтры. Включение усилителя осуществляется от поступающего 12 В напряжения от автомагнитолы. При отключении от нее УНЧ переходит в режим ожидания. Резисторно-конденсаторная цепь R6C9 осуществляет небольшую задержку включения. Для фильтрации помех по питанию используются LC-фильтры. Большой номинал ёмкости конденсатора C10 исключает падение напряжения на пиках мощности. Сигнал на вход поступает по экранированному проводу с разъёмом BNC. Усилитель мощности рекомендуется собирать на печатной плате, а фильтры можно подключить используя способ навесного монтажа. Микросборку необходимо расположить на радиаторе и подключить принудительное при помощи вентилятора охлаждение. Если УНЧ подключить вместо динамических головок автомагнитолы, уровень его сигнала следует изменять с повышенной осторожностью, начиная с нулевого значения и так чтобы не создать перегрузку на входах микросборок. Если устройство, с которым планируется применять усилитель, имеет выходной каскад, построенный по мостовой схеме, между его выходом и платой фильтров нужно подключить дополнительные электролитические конденсаторы емкостью 10 мкФ., причем к входным гнездам должны быть подсоединены их положительные обкладки. Катушка индуктивности L1 акустической системы наматывается на ферритов стержне 2000НН диаметром 8 мм и длиной 20 мм, 15-ю витками провода марки ПЭВ-1 1,0. |
|