Резервный источник питания схема
В российской глубинке до сих пор случается частое отключение электроэнергии, что серьезно меняет устаканившийся образ жизни в нелучшую сторону. Решить возникшую проблему очень легко. Нужно собрать схему резервного источника питания, которую мы подробно рассмотрим.
|
Резервный источник питания схема и настройка |
|
Схема осуществляет преобразование постоянного напряжения автомобильного аккумулятора в переменное сетевое номиналов в 220 вольт и частотой 50 Гц. Максимальная мощность на которую рассчитана схема не должна быть больше 200 ватт.
На элементах микросхемы К561ЛН2 DD1.1 — DD1.3 выполнен генератор прямоугольных импульсов с
частотой около 100 Гц. Импульсы с генератора следуют на вход
JK-триггер К561ТВ1 через буферный инвертор DD1.4. Для функционирования
JK-триггера в режиме счета на вход J и K поданы уровни логической единицы,
а на вход R и S соответственно логического нуля. Поэтому с обоих
выходов следуют импульсы с частотой 50 Гц, причем фазы этих импульсов
противоположны.
Усиленные по току импульсы с DD1.5 и DD1.6 следуют на базу
транзисторов VT1 и VT2. Первичная обмотка трансформатора включена в
коллекторные цепь этих транзисторов. С обмоток II и III
импульсы попадают на эмиттерные переходы транзисторов VT3 и VT4, которые работают в ключевом режиме. Через поочередно открывающиеся ключевые транзисторы напряжение поступает на полуобмотки
второго трансформатора , поэтому на вторичной обмотке появляется переменное сетевой напряжение 220 вольт с частотой близкой к 50 Гц. Для
сигнализации высокого напряжения в схему аварийного питания включен светодиод HL1.
Блок резервного питания запитан от параметрического стабилизатора на стабилитроне VD1 и сопротивление R7.
Трансформатор T1 собран своими руками на магнитопроводе ШЛ12х20. Первичная обмотка намотана
проводом ПЭВ-2 диаметром 0,21 мм и содержит 50 витков с отводом от
средней точки. Обмотки II и III 30 витков провода ПЭВ-2
диаметром 0,4 мм. Второй трансформатор сделан на магнитопроводе ШЛ32х32.
Первичная обмотка состоит из 96 витков провода ПЭВ-2 диаметром 2,5 мм с
отводом от середины. Вторичная обмотка 920 витков провода
ПЭВ-2 диаметром 0,56 мм.
Батарея GB1 является самым обычным автомобильным аккумулятором на 12 вольт. Чем больше емкость батареи, тем лучше.
|
Резервный источник питания на аккумуляторах типа АА |
|
Несмотря на то, что схема расчитана на малую мощность в нагрузки, она может быть востребована в схемах цифровой электроники для поддержания их питания в аварийной ситуации. В роли источника напряжения в критический момент используются типовые последовательно соединенные гальванические элементы или аккумуляторы типа АА.
R1-2-3 = 1 кОм; С2 = 100 мкФ x 16 В; D7 = 1N4002.
Схема аварийного устройства состоит из трансформатора с выходным напряжением в районе 10 вольт и током не менее 0,5 ампера, диодного выпрямительного моста на 1N4002 и электролитического конденсатора емкостью 1000 мкФ x 16 В. Стабилитрон 8V2, управляет транзистором BD139. Выходное напряжение схемы стабилизируется до уровня +7,5 вольт. Батареики резервного блока питания в количестве пяти штук с общим напряжением 7,5 вольт подсоединены последовательно с диодом D7. Они готовы начать работать в случае аварийной ситуации. Падение напряжения на диоде D7 снизит выходное напряжение от аккумулятора до 7 вольт. Сопротивление R3 резервного блока питания имеет специальную функцию подзарядки батареи. Для получения фактического уровня сопротивления R3 напряжение между аккумулятором и стабилитроном D6 делится на ток утечки, который равен 0,7 мА.
|
Схема переключателя резервного источника питания |
|
Довольно часто в радиолюбительской практике возникают ситуации, когда требуется, чтобы устройство продолжало стабильно работать даже при отключении основного электропитания. Предлагаю для повторения несколько простых схем, позволяющих переключать нагрузку со штатного на аварийное питание в случае возникновения возможных перебоев в электроснабжении, особенно это актуально для сельской местности.
|