Схема задержки включения света в салоне автомобиляВо многих автомобилях освещение внутри салона включается и отключается от концевика. Но если Вы садитесь в машину в темное время суток, то закрыв дверь, остаетесь в сумраке. Удобнее было бы, если бы свет включался сразу после отпирания двери и выключался через 10-50 секунд после её запиранияя. В общем-то, можно использовать классический таймер, но нужно еще сделать так, что бы свет выключался сразу после включения зажигания. Иначе придется двигаться с включенным светом в салоне автомобиля, а это сильно снижает видимость.
В первой схеме когда дверь автомобиля закрыта выключатель SА1 разомкнут, транзисторы VT1 и VT2 заперты и лампа в салоне не светится. Если дверь открыть транзисторы отпираются и освещение в салоне загорится в полную силу. Одновременно с этим будет заряжаться емкость С1. Стоит только закрыть дверь, SА1 разомкнется и свет начнет плавно тухнуть по мере разряда емкости С1. Если установлена автомобильная сигнализация, которая использует эти выключатели в роли датчиков то в разрыв между резистором R5 и зажимом 1 надо добавить диод FR107 анодом к сопротивлению. Транзистор VT2 желательно закрепить на радиатор площадью 4-6 см2. Сопротивлением R3 добиваются оптимальной скорости затухания лампы освещения салона. Если предел регулировки окажеться малым, то подберите резистор R6 в интервале 270 - 430 Ом. Вторая транзисторная схемаДлительность задержки выключения освещения определяется параметрами цепочки R2C1, плавность гашения - сопротивлением резистора R5 (от О до 3 кОм). Для исключения влияния кратковременных открываний двери служит резистор R4. Диод D2 можно исключить, тогда свет будет загораться плавно (R4 регулирует "плавность"). Составной транзистор VT2 можно заменить любым другим составным или парой транзисторов типа КТ503 -КТ815. Радиатор ему не нужен (работает в ключевом режиме). Транзистор VT1 - любой р-п-р типа с коэффициентом усиления >200. Допустимое напряжение >30 В (чем больше, тем лучше). Схема задержки подсветки в салоне авто Технология монтажа. Делают платку размерами 10x40 мм из монтажной платы, на которой монтируют схему. Затем помещают платку в термоусадочный кембрик необходимого диаметра, нагревают его и крепят внутри салона (можно к оббивке). Подключают платку с помощью клемм, которые подбирают по месту.
Защитный диод защищает схему от переполюсовки и препятствует разрядке емкостной задержки от других потребителей в салоне автомобиля. После полупроводника ток протекает к лампе накаливания и к ограничительному резистору. Номинал сопротивления резистора лежит в интервале от 1 до 2 Ом. При разряде емкости конденсатора напряжение в цепи будет плавно опускаться, благодаря чему лампочка в салоне медленно тухнет. Чем больше номинал емкости, тем дольше будет гореть свет в автомобиле. Если используется светодиодная подсветка салона необходима установка конденсатора меньшего номинала и сопротивления с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может вызвать перегорание светодиодов, а применение обычного резистора приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить еле-еле в течении пары минут.
Н1 и S1 это так обозначены детали электропроводки автомобиля, соответственно, осветительные приборы и дверные выключатели. Так как они все соединены параллельно, то на схеме показано как одна цепь. Устройство подключается к дверному выключателю, к выходному контакту замка зажигания, к общему минусу и к общей положительной цепи питания освещения салона, то есть, практически к + аккумулятора. При открывании двери при выключенном зажигании на вывод 2 D1.1 поступает логический ноль через цепь S1-R2. Запускается одновибратор на элементах D1.1 и D1.2 который формирует импульс длительностью около минуты. Длительность напрямую зависит от параметров цепочки C3-R3. На выходе элемента D1.4 появляется логическая единица, которая поступая на базу транзистора VT1, открывает его. Реле К1 переключается и контактами К1.1 замыкает параллельно дверным выключателям. Теперь, когда дверь закрываете, свет остается гореть, так как на лампы поступает ток через контакты этого реле. Свет будет гореть, пока конденсатор СЗ заряжается через резистор R3. Затем, на выходе D1.4 установится логический ноль, транзистор закроется, а реле выключит освещение. Теперь второй вариант, - водитель открыл и закрыл дверь, включил зажигание. При открывании и закрывании двери происходит тоже самое, что описано выше, то есть, на выходе D1.4 появляется единица на время зарядки СЗ через R3 и реле замыкает параллельно контактам дверных выключателей. Но, после того как водитель включает зажигание напряжение от замка зажигания через R5 поступает на входы элемента D1.3, На выходе этого элемента устанавливается логический ноль, поступающий на один из входов элемента D1.2. Так как это элемент логики «И- НЕ», то появление нуля на одном из его входов переводит элемент в состояние с логической единицей на выходе независимо от того, какие уровни будут на другом входе данного элемента. То есть, независимо от степени зарядки СЗ, от положения двери, на выходе D1.2 будет единица, а следовательно, на выходе D1.3 будет ноль. Ключ VT1 будет закрыт, и реле К1 не будет замыкать параллельно дверному выключателю. Таким образом, получается, что после включения зажигания устройство перестает влиять на штатную схему освещения салона автомобиля. Третий вариант, - дверь открыли и закрыли при включенном зажигании. Так как при включенном зажигании устройство не влияет на штатную схему освещения, то оно влиять и не будет. Все будет работать так, как будто дополнительной схемы и нет вовсе. Все детали расположены на небольшой макетной печатной плате, типа «решето». Соединения выполнены прокладкой облуженных голых монтажных проводников и пропайкой их по печатным площадкам монтажной платы. На рисунке показана схема монтажа. На этой схеме показаны только те печатные площадки, которые используются для пайки выводов деталей или монтажных проводов, идущих к схеме автомобиля, все остальные площадки, имеющиеся на макетной печатной плате на этом рисунке не показаны. При желании на её основе можно сделать и специальную печатную плату для этого устройства просто заменив пропаянные проводники печатными дорожками. Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом - CD4011. Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Электролитические конденсаторы «Jamicon», - аналоги К50-35, только меньше. Реле WJ118-1C можно заменить и другим, например BS-115, несмотря на то, что оно другого размера, его выводы сделаны со стандартным DIP-шагом, и его можно тоже установить на макетную плату «решето», только выводы попадут в другие отверстия, что, в общем-то, никой проблемы не создает, - требует небольшой корректировки монтажа. Налаживание, пожалуй, и не требуется. Можно «поиграть» временем выдержки, установив её больше или меньше чем получится, соответственно, изменив номиналы деталей СЗ и R3. А больше ничего налаживать и не нужно. Через некоторое время ввел в схему задержки включения освещения дополнение (показано на второй схеме), сделанное еще на одной такой же микросхеме и таком же реле. Теперь можно больше не беспокоиться о включенном или выключенном ближнем свете днем (как этого требуют ПДД). После включения зажигания фары зажигаются сами примерно через 5 секунд. А гаснут через время немного больше минуты после выключения зажигания. Входы элемента D2.1 подключаются к выходу D1.4. Поэтому, при включении зажигания на выходе D2.1 появляется логическая единица. Ею конденсатор С5 плавно заряжается через диод VD4 и резистор R6. На зарядку уходит секунд 5. Потом, как напряжение на С5 достигает порога единицы на выходе D1.3 появляется единица, которая открывает транзистор VT2, реле К2 замыкает выключатель ближнего света фар, к которому её контакты подключены параллельно. После выключения зажигания конденсатор С5 разряжается уже через R7, сопротивление которого значительно больше R6. Поэтому и на разрядку уходит больше времени, - немного больше минуты. Вот через это время после выключения зажигания фары и выключаются. Отключить автоматику можно выключателем S2, он отключит реле от питания, и схема не будет влиять на работу штатного выключателя фар. Налаживание заключается в подборе сопротивлений резисторов R6 (задержка включения фар) и R7 (задержка выключения фар).
Диод VD1 используется для предотвращения разряда емкостей через сигнальные цепи, при условии, что сигнализация установлена в автомобиле и подсоединена к кнопкам дверей. Конструкция смонтирована на печатной плате внешний вид которой со стороны пайки показан на рисунке. Реле Р1 вставляется в клеммы автомобильной проводки, впаянные в печатную плату. Провод идущий от кнопок дверей Кн. отсоединяется от лампы и подключается к диоду VD1. Лампа освещения салона авто подсоединена к контактной группе реле Р1. Время задержки в секундах можно вычислить по формуле: t=R1×C1 (сопротивление в омах, емкость - в фарадах)
при указанных на схеме номиналах, время задержки составляет 4-5 секунд |
|