Схема индикатора температуры двигателя
Разработанный и описанный в рамках данной статьи индикатор перегрева двигателя уже достаточно продолжительное время применяется на скутере и отлично зарекомендовал себя как удобный и очень надежное устройство оповещения. Кроме того схема дополнена системой регулировки яркости цветового индикатора.
|
Индикатор температуры двигателя на микроконтроллере с изменяющейся яркостью |
|
Устройство практически не занимает приборную панель мотоцикла, т.к в устройстве вывода информации о температуре участвует всего один светодиод. Тем не менее, прибор способен вывести целых 5 состояний температурных интервалов:
Первый температурный порог - горит мигающий зелёный цвет.
Между 1 и 2 - ровный зелёный.
Между №2 и №3 - ровный красно-зелёный.
Между интервалами №3 и №4 - ровный красный.
Выше 5 предела - светится мигающий красный, со звуковым дублированием.
При коротком замыкание или обрыве в цепи датчика светодиод начинает мигать красно-зелёным цветом. Пороги задаются в процессе программирования прибора контроля. Например, в этой прошивке (которую вы можете скачать в архиве по ссылке чуть выше) используются следующие значения: 70, 120, 160. 170 °С.
Печатная плата получилась компактное с габаритами 37 х 17 мм, поэтому его достаточно легко расположить рядом с индикатором, припаяв светодиод прямо на печатную плату. Дроссель L1 должен быть с индуктивностью в десятки мкГн. Биполярный транзистор ММВТА42 можно заменён любым NPN рассчитанным на рабочее напряжением не ниже 40 В, максимальным током коллектора не ниже 100 мА и с коэффициентом передачи от 100 и выше.
Акустический динамик типа KPX-G1212B или аналогичный на напряжение бортовой сети 12 В с автогенератором. В отдельных моментах для правильной работы излучателя необходима установка емкости С9. Громкости динамика вполне достаточно, чтобы хорошо слышать его в шлеме во время движения. Если со слухом проблемы можно применить и более мощный излучатель, вынеся его за пределы печатки.
В роли датчика используется терморезистор KTY-84 компании Philips. Датчик соединяется с прибором с помощью витой пары проводов с теплостойкой фторопластовой изоляцией (ПТЛ, МС, МГТФ). Датчик монтируется на головку цилиндра мотоцикла подальше от воздушного входа. Температурный датчик желательно слегка заклинить между ребрами охлаждения и прикрутить к одному из них (смотри фото в архиве).
Индикаторный светодиод двухцветный и трёхвыводный, диаметром 5-10 мм с общим катодом и прозрачной линзой. Т.к он еще является и фотодатчиком, то может, потребоваться его подбор. Критерием можно условно взять величину фото ЭДС на выводах красной секции. Желательно, при уровни освещённости, создаваемой дневным пасмурным небом, её величина, измеренная цифровым мультиметром, превышает 500 мВ. При невозможности найти подходящий двухцветный светодиод можно взять и два одноцветных светодиода. Важно, чтобы красный удовлетворял необходимым параметрам.
Аппаратная настройка. Сопротивления R8 и R10 подбираются в интервале 300 Ом...З кОм. Они задают общую яркость индикатора, а также соотношение яркости зелёной и красной секций. Сопротивление R9 (десятки - сотни кОм) задает чувствительность прибора к внешнему освещению. Подбором этого компонента компенсируется разброс по уровню фотоЭДС у различных светодиодов. При его снижении чувствительность падает, при увеличении - наоборот. Изменяя это сопротивление, стараются подобрать некоторой средней видимой яркости светодиода в дневное время. Сопротивлениями R1 и R3 регулируют ток протекающий через термистор. Изменяя номинал резистора R3, можно задавать температурную характеристику прибора, не используя программных настроек.
Готовый прибор подсоединяется согласно схеме. К бортовой сети подключаются только два провода: контакт 4 разъёма XI подсоединяем к «массе» и контакт 3 того же разъёма - к любому проводу, получающему —12 В от замка зажигания. При первом включении измерительное устройство выдаёт на светодиодный индикатор проверочную последовательность состоящую из трёх комбинаций цвета. Одновременно звучит звуковой сигнал: один продолжительный или два коротких. Спустя пару секунд схема начинает нормально работать.
|