Схема реле включения вентилятора охлаждения радиатораВо всех современных автомобилях, когда температура двигателя подходит к критической отметки, срабатывает вентилятор охлаждения радиатора. Но есть масса негативных эффектов резкого старта, которая со временем сказывается на электрике средства передвижения. В данной статье описана схема варианта замены реле плавного включения вентилятора охлаждения, а также расмотрены стандартные схемы подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ.
1 - вентилятор радиатора, 2 - датчик температуры (расположен на радиаторе), 3 - блок монтажный, 4 - реле зажигания, 5 - замок, А - к контакту "30" генератора.
Радиолюбительская конструкция представляет собой типовой ШИМ генератор импульсов. Как только последний запускается, то начинает генерировать импульсы на своем выходе (3 вывод микросборки) с фиксированной частотой и изменяющийся во времени за счет ширины следования импульса. Временной интервал задается конденсатором С3. Затем, эти импульсы следуют на драйвер мощного полевого транзистора, управляющий нагрузкой на выходе схемы. Драйвер для полевика IRF4905 построен на типовом отечественном биполярном транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора униполярного транзистора, зависит от емкости и скорости его заряда. Диод на выходе предназначен для сглаживание обратных выбросов двигателя. В роли диода я использовал диодную сборку Шоттки с общим катодом. IRF4905 Р-канальный, так как регулирует положительное напряжение. Можно было бы взять и N-канальный, но тогда бы пришлось переделать всю проводку связанную с системой охлаждения. Все выводы на принципиальной схеме обозначены с учетом выходов контактов реле. Конструкция достаточно простая и миниатюрная, т.к выполнена в SMD, иначе ее не получится разместить в родной корпус автомобильного реле. Небольшая часть схемы выполнена навесным монтажом, а основная на маленькой печатной плате (рисунок ее смотри в архиве, по ссылке выше). Плата изготовлена своими руками по технологии ЛУТ, затем травил заготовку в хлорном железе. Теперь можно приступить к разборке и аккуратному демонтажу внутренностей родного реле, оставляем лишь выходные клеммы. После демонтажа, займемся навесным монтажом. Точнее всей правой частью схема после третьего вывода таймера NE555. Теперь перейдем к печатной плате. Мне пришлось обрезать готовую ПП до требуемых размеров, т.к транзистор и диоды были перемещены за пределы платы. Сама печатная плата, которая имеется в архиве, имеет полный размер и вы сможите подогнать ее по размерам. Собственно самодельное реле готово. Осталось покрыть его лаком. Хотя если оно будет расположено под приборной панелью, то эту операцию можно исключить. Схема не требует настройки, по мощности подойдет к почти любым электродвигателям, так как имеет максимальный ток в 74А. |
|