Обслуживание аккумулятора в автомобиле

Аккумулятор это основной накопитель электрической энергии в автомобиле. Главной его задачей является запуск двигателя, именно в этот момент времени аккумулятор быстро теряет значительную часть своей энергии. Поэтому если вдруг вы не вдруг смогли зависти автомобиль в течение 5 секунд, то рекомендую отключить зажигание, подождать минуту, другую и повторить попытку еще раз. Если после 3-5 подобных подходов машина не заводится, то не следует разряжать батарею, а нужно искать проблему в другом месте. Иначе ваше АКБ в скором времени перестанет отдавать необходимый ток для вращения двигателя и ее придется заряжать от зарядного устройства.

Общие сведения

Другой функций аккумулятора является подпитка различных потребителей тока в тот момент, пока машина не заведена или же в аварийной ситуации нужно доехать до места ремонта из-за ремонта генератора автомобиля.

Кроме того на машинах с инжекторными двигателями, аккумулятор выполняет функцию стабилизатора напряжения. Поэтому категорически не советую отсоединять батарею при работающем двигателе, дабы не получить лишних проблем с контроллером.

Автомобильные аккумуляторы различают нескольких типов, рассмотрим некоторые из них.

Обслуживаемые у него слишком высокая цена, корпус выполнен из эбонита и поэтому хрупкий, банки с пластинами заливаются специальной мастикой, которая со временем снижает свои изоляционные характеристики, что ведет к ускорению процессов разряда аккумулятора. Кроме того в них необходимо доливать воду каждые шесть тысяч километров пробега. Но зато жирным плюсом является лишь то, что можно осуществить замену старых блоков пластин.
Малообслуживаемые Распространены они очень широко, стоимость их вариативная Доливать воду в них нужно через 25000 км пробега, при условии, что в этом есть необходимость.
Гибридные – имеют все достоинства малообслуживаемых, только с еще лучшими характеристиками. Решетки их плюсовых и минусовых электродов изготавливаются из разных сплавов для максимума пусковых токов. Гибридные батареи стоят дорого и их не всегда можно найти.
Необслуживаемые – изготавливаются по специальной технологии, благодаря которой расход воды в них практически отсутствует. В них нет пробок, не требуются абсолютно никакого обслуживания. С такими устройствами нужно обязательно следить за исправностью бортовой сети автомобиля, за правильным натяжением генераторного ремня и ни в коем случае не даводить батарею от закипания АКБ и от высокого напряжения на клеммах, из-за возможных проблем автомобильного генератора.
Обслуживание автомобильного аккумулятора

Обслуживание автомобильного аккумулятора состоит в контроле напряжения на выходных клеммах, уровня и плотности электролита во всех банках и уходе за контактами и корпусом батареи.

Измерение уровня электролита. Любому ответственному автовладельцу необходимо помнить о том, что жаркую погоду испарение воды увеличивается в несколько раз и требуется контролировать уровень электролита приблизительно раз в месяц. Если корпус АКБ прозрачный, то приглядевшись легко понять текущий уровень жидкости в каждой из банок. Многие накопители энергии имеют метки максимума и минимуму. Если визуально контролировать уровень электролита невозможно, то рекомендую поочередно открутить каждую из пробок и проверить уровень, тонкой стеклянной трубкой длиной 10 см. Для этого осторожно опускаем ее в отверстие для заливки пока она не упрется в верхнюю сетку блока пластин, затем вынимаем. Уровень электролита должен быть не меньше 10-15 мм, если он на порядок меньше, то необходимо добавить дистиллированную воду.

Измерение плотности электролита ареометром. Многие современные аккумуляторные батареи имеют специальные встроенные датчиком, по цвету которому можно знать текущую степень заряженности. На корпусе такого устройства как правило имеется расшифровка: зеленый - заряд 100%, черный - необходима подзарядка, белый - разряжена полностью или вышла из строя. Принцип работы этого датчика поплавка как раз и базируется на измерении плотности электролита.

 Автомобильный ареометр

Алгоритм измерения. Берем ареометр, сдавливая грушу выгоняем воздух, затем опускаем нижним концом в электролит как можно ниже. Затем медленно набираем жидкость, разжимая грушу пока прибор внутри не всплывет на достаточный для фиксации измерения уровень ( измерительный прибор должен свободно плавать при это не касаясь ни дна, ни стенок. Расположив его вертикально, смотрим на нижний мениск, это и есть показание плотности электролита. Нажимаем на грушу, чтобы отправить жидкость обратно в банку. Проверяем аналогичным образом все банки и делаем правильные выводы.

Как пользоваться автомобильным ареометром
При работе с электролитом будьте предельно осторожны, при попадании его на кожу произойдет химический ожог, т.к по сути это разбавленная водой серная кислота.

Плотность электролита в аккумуляторе зависит от того, в каких условиях эксплуатируется батарея и от температуры окружающей среды.

Таблица - Зависимость плотности электролита от средней температуры в январе
Климатические зоны, где средняя месячная температура воздуха в январе в °С составляет:Значения плотности электролита в АКБ при 25 °С (г/см3)
заливаемого в АКБзаряженной АКБ
от -50 до -301,281,30
от -30 до -151,261,28
от -15 до -81,241,26
от -8 до +41,211,23
Зависимость плотности электролита от температуры окружающего воздуха
Зависимость плотности электролита

Напряжение заряженного аккумулятора. Так же необходимо знать, номиналы напряжения заряженного аккумулятора, ведь уровень плотность еще не говорит о степени зарядки батареи. Для измерения напряжение накопителя, необходимо приобрести вольтметр или мультиметр, при этом перед процедурой необходимо снять «минусовой» провод с клеммы.

Таблица - Напряжение на клеммах АКБ
Напряжение на выводах, ВУровень зарядки аккумулятора. %
12,6-12,9100
12,3-12,675
12,1-12,350
11,8-12,125
11,5-11,80

Отдельным моментом в обслуживании батареи накопителя является проверка крепления его к кузову автомобиля и надежность контактов на клеммах. Если контакты окислились необходимо снять с них провода и зачистить.

Замыкать клеммы АКБ строго запрещено, т.к это вызовет короткое замыкание и может даже привести к пожару или взрыву накопителя.

Кроме того следует осмотреть отверстия в пробках корпуса на наличие загрязнений и в случае необходимости требуется очистить их. Поверхность накопителя должна быть в чистом и сухом состоянии. Помните, своевременное и правильное обслуживание аккумулятора поможет продлить срок его эксплуатации.

Тестер автомобильного аккумулятора

Проверить состояние автомобильной батареи можно с помощью этой радиолюбительской конструкции, так как она измеряет не только напряжение без подключенной нагрузки, а также измеряет внутреннее сопротивление аккумулятора. Импульсы, идущие с микросборки серии 555 необходимы для подключения эквивалента нагрузки (мощного сопротивления на 1 Ом) и напряжения переменного тока через батарею говорит о её внутреннем сопротивлении: чем оно ниже, тем лучше АКБ. Напряжение переменного тока считывается с помощью цифрового мультиметра, подсоединенного на выходе измерительного прибора.

Схема тестера автомобильного аккумулятора

Отдельно к батареи должны быть подсоединены провода для эквивалента нагрузки и для измерительной цепи, причем они не должны касаться друг друга. Это позволяет избежать ошибочных измерений. Внутреннее сопротивление зависит от температуры аккумулятора и емкости аккумулятора. 100 Ом переменный резистор задает емкость батареи. Поэтому мы можем измерить тестером внутреннее сопротивление батареи мощностью от 32 до 100 Ач. Т.к имеется много разновидностей мелких 12В батарей - был добавлен специальный переключатель. Так в позиции X10, изменение происходит в интервале 3,2 - 10 Ач.

Мощное сопротивление нагрузки - это несколько паралельно соединенных сопротивлений меньшей мощности, допустим 10 штук по 10 Ом на 2 ватта.

Как найти утечку тока автомобильного аккумулятора

При длительном перерыве в эксплуатации автомобиля могут возникнуть проблемы при попытки его завести. Причиной этого таится в севшем автомобильном аккумуляторе после продолжительного простоя в работе.