Схема управления ходовыми огнями автомобиля на микроконтроллереИдея конструкции состоит в том, чтобы в момент запуска двигателя ходовые огни в обязательном порядке автоматически включались, а после включения фар они тухли. Если требуется, чтобы ходовые огни горели при включенных фарах, для этого имеется выключатель. При остановке двигателя они автоматически тухнут.
Радиолюбительская конструкция автоматически включает и отключает дневные ходовые огни, при запуске и остановке двигателя в автомобиле. Кроме того схема дополнена звуковым сигнализатором и светодиодной индикацией. Когда зажигание, выключено светодиод HL1 моргает с частотой один Герц, т.е один раз в секунду, говоря о том ,что устройство находится в режиме ожидания. При включении зажигания светодиод HL1 начинает гореть постоянно, микроконтроллер ожидает прихода шести импульсов с датчика скорости при начале движения транспортного средства и через одну секунду автоматически зажигаются ДХО (дневные ходовые огни) и горят всё время пока автомобиль находится в движении. Во время остановки, запускается режим трех минутной задержки выключения ДХО (3 минуты), об этом говорит встроенный Бипер двумя короткими звуковыми сигналами, если в это время повернуть замок зажигания и заглушить двигатель, прозвучат четыре коротких звуковых сигнала, говоря о том, что сработал режим выдержки времени включения ДХО в 20 секунд, а затем они выключатся, устройство перейдет в режим ожидания. При включении Габаритных огней, устройство автоматически переключится в режим ожидания, ДХО выключаются (как то и предписывают правила ПДД), всё начинает работь в штатном режиме. Режим подсветки можно запустить включив зажигание, при этом прозвучат два коротких сигнала и сразу его отключить, (прозвучат четыре звуковых сигнала) при этом устройство перейдёт в режим вежливой подсветки. Если необходимо выключить ДХО не дожидаясь временной задержки, следует включить и тут же отключить габаритные огни. Светодиод HL2 сигнализирует о состоянии ДХО. Светодиоды монтируются в удобном месте, например в приборной панели. При прошивке микроконтроллера обязательно сохраните калибровочную константу, иначе устройство работать не будет. Прошивка и рисунок печатной платы в программе Sprint Layout можно скачать по ссылке выше.
Микроконтроллер прошивается по COM порту, фьюзы - заводские установки по умолчанию. С включением питания осуществляется опрос портов МК b2, b1, b0. При наличии уровня логической единицы на выводе b2 подаем 1 в b4, при условиях, что b1 не равно единицы или b1 = 1, в случае если b0 не равно 1, подаем в порт b4 логический ноль. Затем надо выполнить еще одно условие, если b2=1, b1=1 и b0=1, то подаем на вывод b4 - единицу. Вот такой алгоритм работы. Т.е если на седьмой вывод микроконтроллера подать напряжение, то на третьем выводе МК установится сигнал срабатывания реле, если подать напряжение на шестой пин МК, реле отключится (включили фары). Подаем напряжение на выВод 5 (выключатель на приборной панели) - реле срабатывает. Если с седьмого вывода напряжение исчезает, то реле отключается не зависимо от того, будет ли напряжение на пятом выводе или нет. Более качественный вариант схемы в архиве с прошивкой и ПП
Подключается радиолюбительская доработка после замка зажигания. Завели двигатель - на датчике давления логический ноль, срабатывает реле ходовых огней. Включаем фары, реле ходовых огней отключается. В архиве по ссылке выше вы найдете чертеж печатной платы в программе Sprint-layout 6.0 и прошивку на микроконтроллер.
Самоделка на микроконтроллере используется для автоматического управления дневным светом при начале движения транспортного средства и регулировки яркости свечения ламп ближнего света в зависимости от скорости движения. При стартовой скорости движения от 6 км/ч схема плавно включает лампы дневного освещения до 75% от напряжения бортовой сети и удерживает этот уровень до достижения скорости в 69 км/ч. В интервале от 70 км/ч до 94 км/ч устанавливается уровень в 85%. При скорости выше 95 км/ч и выше устанавливается 95%. После остановки более чем на 22 секунды, уровень напряжения падает до 30%. Подключение схемы: Вывод 1 (SPD - вход) подсоединяется к выходному контакту датчика скорости с разрешением шесть импульсов на метр.
Вывод 2 (ON - вход) подсоединяется к проводу +12 вольт идущего на лампы ближнего света 3 (GND - вход) земля 4 (IGN - вход) +12 вольт, которые появляются при включении зажигания и исчезают при отключении. Контакт 5 (BAT - силовой вход) +12 вольт с аккумуляторной батареи. Подключают через плавкую вставку на 15 ампер 6 (OUT - силовой выход) +12 вольт. ШИМ-управление на лампы. Подсоединяется к лампам вместо отключенного от них штатного провода, заведенного на вывод 2 (ON). Прошивка, фьюзы и другая информация в архиве по ссылке выше.
Схема была испытана в реальных условиях и осуществляет автоматическое управление дальним светов в режиме ДХО, прошивка к МК, качественный вариант схемы, чертеж печатной платы смотри в архиве по зеленой ссылке чуть выше. Основа конструкции микроконтроллер ATtiny13, регулятор напряжения на микросборке 78L05, три P-канальных MOSFET транзистора, несколько сопротивлений, емкостей и биполярных транзисторов. Основные достоинствами устройства являются: регулируемая яркость, плавное включение или выключение, простота подключения к бортовой сети транспортного средства, запоминание настроек уровня яркости в энергонезависимой памяти МК, и самый главный плюс – применяются штатные световые приборы авто. Контроллер контролирует несколько входных сигналов: датчик аварийного давления масла, ручной тормоз, противотуманки и габаритные огни. Лампы дальнего света автоматически срабатывают на ранее заданный уровень яркости и только при условии, что двигатель транспорта заведен, габариты выключены и ручник выключен. |
|