Противоугонка своими рукамиКаждого автолюбителя волнует вопрос, как можно надежнее защитить свой автомобиль от угона или вторжения посторонних лиц? Здесь, ему на помощь придет противоугонка своими руками
В первой части статьи рассмотрим конструкции и схемы автосторожей из старых выпусков журнала моделист конструктор, которые несмотря на свой почтенный возраст могут быть актуальными и по сей день.
Первая схема собрана всего с использованием двух транзисторов. Первый транзисторный каскад ограничивает ток, протекает через контактную систему датчика. Это могут быть самые обычные концевые выключатели, датчики крена и подобное. На втором транзисторе собрано реле времени, обеспечивающее задержку включения противоугонного устройства. Оно дает возможность покинуть автомобиль после включения охранного устройства. Длительность в диапазоне 6—12 секунд устанавливают подбором емкости С1. Реле КЗ и геркон К4 являются ключом. Геркон прячут под какой-нибудь немагнитной деталью автомобиля в месте, известном только водителю. Прежде чем покинуть автомобиль, водитель переключает тумблер SА1, подключая схему к батареи. Конденсатор С1 начинает разряжаться через сопротивление R3 и эмиттерный переход второго транзистора открывается. Срабатывает реле К2 и своими контактами разрывает цепь питания VТ1. В это время водитель покидает автомобиль, запирает дверцу. Состояние датчиков пока не оказывает влияния на работу противоугонного устройства. Через заданный временной промежуток напряжение на конденсаторе С1 падает до уровня, при котором VT2 закрывается. Цепь питания первого каскада восстанавливается, противоугонка переключается в режим охраны. Если теперь открыть, например, дверь, замкнется концевик, установленный в дверном проеме. Транзистор откроется. Реле К1 заблокирует цепь датчика и включит сигнал тревоги. Если дверь закрыть, сигнал тревоги все равно продолжится. Отключить его можно только SА1. Чтобы войти в машину, без срабатывания сигнализации. Незаметно подносят магнит к месту, где спрятан геркон. Под действием магнитного поля его контакты замыкаются. Включается реле КЗ, разрывая своим контактом цепь питания. Теперь можно сесть в машину и окончательно отсоединить сигнализацию тумблером SА1.
Схема отслеживает состояние автоматических выключателей освещения в салоне, которые расположены в дверных проемах, а в роли акустического оповещения выступает стандартная самодельная сирена. Включается и выключается противоугонное устройство тумблером с фиксацией S1. После нажатия на S1 схема выдерживает около 10 секунд, который регулируется RC-цепью C1-R4 и только потом становится на охрану, о чем нам подскажет светодиод. Открывание любой двери в режиме охраны вызывает замыкание цепи освещения. Это открывает транзистора VT1 и формирует короткий импульс, который переключает триггер D1.1 - D1.2 в единичное состояние. На выходе D1.3 появляется логический ноль и конденсатор С2 начинает медленно заряжаться через сопротивление R5. Резистор R5 - подстроечный. С его помощью можно регулировать время задержки, чтобы <свой> успел открыть дверь и незаметно нажать S1, замаскированный в салоне автомобиля, чтобы отключить сигнализацию. Если же ее не отключить, то напряжение на С2 достигнет такого уровня, который будет принят D1.4 как ноль. На его выходе установится единица, которая отопрет ключ VT2-VT3 и включит питание сирены. Микросхему К561ЛЕ5 рекомендуется заменить аналогичными, например, К1561ЛЕ5, CD4001, piPD4001 и другими хх4001 или 4501. Схема собрана на печатной плате с односторонним расположением проводников по методу ЛУТ. |
|