Выключатель массы автомобиляЧасто автовладельцы устанавливают в автомобиле устройство выключатель массы, с помощью него, не снимая клемм, аккумулятор легко отключается от бортовой сети. Сложного здесь ничего нет, достаточно лишь поработать немного своими руками.
Предлагаем вниманию радиолюбителей простую схему выключателя массы, не имеющего механических контактов и поэтому достаточно надежного. Кроме того, эту конструкцию можно применять и как простое противоугонное устройство. Предлагаемое приспособление состоит из двух полупроводников: тринистора и диода. Тринистор является аналогом электромагнитного реле, срабатывающим при появлении даже коротких импульсов на управляющем электроде. Такой сигнал можно создать, замкнув контакты S1 скрыто установленного в салоне автомобиля. Тринистор отпирается, его сопротивление резко уменьшается, и через прибор течет большой ток. Так как тринистор пропускает ток лишь в одном направлении - от аккумуляторной батареи в сеть. А чтобы батарея могла подзаряжаться от генератора параллельно тринистору, подсоединен диод. Оба полупроводниковых радиокомпонента размещены на дюралевом уголке размером 50Х50Х3 мм, длиной 100 мм . На одной полке в нем сверлим два отверстия, диаметром 21 мм для тринистора и 62 мм для диода средней мощности. На другой полке уголка сверлим отверстие под размер крепежного болта крепления к каркасу автомобиля. Все электрические подключения осуществляем многожильным монтажным проводом, а к выводу катода тринистора подключаем накидную клемму аккумулятора. Конструкцию в сборе помещаем в металлический кожух и красим нитроэмалью под цвет автомобиля. Чтобы не сверлить в кузове лишних дырок для управляющего провода, отыскиваем держатели тормозной трубки к моторному отсеку, и аккуратно выбиваем дно. Мы получим приличное отверстие между моторным отсеком и салоном, через которое и пропустим наш провод. Откручиваем винты чехла, прикрываюшие рулевую колонку, сверлим в ней отверстие подходящего диаметра и крепим тумблер. К одному его выводу подключаем управляющий провод, к другому - провод следующий на "массу". Подскажу что, при применение конструкции в роли противоугонного средства желательно заменить полупроводниковый диодь на более мощный. Например, Д132-50, так как скрытная установка устройства в моторном отсеке влияет на его охлаждение. При этом следует проверить мультиметром внутреннее сопротивление диода в открытом состоянии Падение напряжения на этом радиокомпоненте не должно быть более 0,5—0,6 В, чтобы процесс зарядки аккумуляторной батареи не нарушился.
Этот электронный выключатель массы не боится КЗ в бортовой сети. Кроме того, у него имеется индикатор включения. Как хорошо заметно из упрощенной и полной схемы модернизированного ВМ, включается и выключается конструкция двумя удобными кнопками. Работа стала более надежной, т.к подключен фильтр, защищающий от высоковольтных помех, которые так хорошо генерирует генератор и система зажигания. Фильтр выполнен на двух емкостях С1, С2 и стабилитроне VD1. Емкости С3 - С5 предотвращают искрение контактов реле и кнопок. Диод VD3 предназначен для четкого включения тумблера SB2 и исключения дребезга контактов реле К1, возникающих в результате ЭДС самоиндукции. На диоде VD2 и тиристоре VS1 выполнена силовая часть схемы. Через VD2 течет зарядный ток, а через VS1 разрядный ток аккумулятора. С нажатием на тумблер SB1 включается реле К1 и своими контактами К1.2 самоблокируется. Контакты К1.1 открывают тиристор VS2. Он включает более мощного коллегу VS1. Тот подсоединяет к корпусу автомобиля аккумулятор, о чем подскажет светодиод. При нажатии на тумблер SB2 К1 выключается, его фронтовые контакты переходят в тыловое положение. Замыкая аноды и катоды тиристоров, что сразу же запирает их. Сопротивление R2 проволочное, a резистор R3 с мощностью рассеяния 1 - 2 Вт. В качестве К1 можно использовать любое реле смотри справочник, имеющее четыре группы контактов. При использование вместо SB1 геркона выключатель массы можно применять как противоугонное устройство. |
|