Реле поворотов схема и подключениеРассмотренные конструкции и схемы реле поворотов предназначены для замены или модернизации существующих, но недостаточно грамотных решений
Указатель поворота в автомобиле это световой периодически мигающий сигнал, указывающий поворот в ту или иную сторону. При их включении со всех сторон это говорит об аварийной остановке автомобиля. В рамках данной статьи рассмотрены схемы включения указателей поворота и радиолюбительские варианты их замены и модернизации.
Эта схема предназначена для работы только со светодиодами в стоп-сигналах вашего автомобиля, если вы используете обычные лампочки смотрите схемы чуть ниже. Добавочные контакты используются для питания светодиодов поворотов лево и право. Схема этого самодельного реле поворотов достаточна проста и ее можно собрать на самодельной печатной плате, рисунок последней для программы спринт лайаут вы можете скачать по зеленой стрелочке выше.
На контакты POWER подключают питание 10...20 В в любой полярности (удобно включить между проводами, идущими к лампочкам правого и левого поворотов). К контактам SPEAK подключают маленький динамик (0,25... 1 Вт, 4...20 Ом). Последовательно с динамиком можно установить переменный резистор сопротивлением 200...800 Ом для регулировки громкости (или подобрать сопротивление резистора R2) Транзисторы практически любые маломощные, за исключением Q3, который должен быть рассчитан на средний ток более 250 мА (так же, как и диоды D1...D4). Нумерация выводов транзисторов на печатной плате: 1 -эмиттер; 2 - база; 3 - коллектор. Печатная плата сигнализатора включения поворотов имеет размеры 48,9x37,5 мм. Расположение элементов на печатной плате показано на рисунке 2. Рисунок платы со стороны печатных проводников показан на рисунке 3, со стороны элементов - на рисунке 4
В новую эру энергосбережения стало актуально применение светодиодов вместо автомобильных ламп. Они способны работать гораздо дольше и потребляют меньше энергии. А поэтому через схему реле поворотов течет меньше тока и в случае использования светодиодов меняется частоту мигания, т.к периодичность работы реле связана с сопротивлением нагрузки.. При увеличении сопротивления нагрузки, что именно и происходит при перегорании или размыкании одной из ламп реле начинает срабатывать наиболее часто. Данная схема и предназначена для модернизации стандартного реле указателей поворотов для срабатывания с нужной нам периодичностью. Реле 495.3747 устанавливается на всю линейку ВАЗ начиная с 2108 и на большинство выпускаемых ГАЗ. Для доработки реле вскрываем корпус. Для этого берем плоскую отвертку и снимаем крышку корпуса оттягивая пластиковые защелки одновременно с двух сторон. Перейдем к осмыслению работы принципиальной схемы 495.3747 К 31 контакту подключаем массу, 49, 49а к лампам. R3 - ограничительный резистор. R1 и C11 задают частоту выходного сигнала. Микросхема может быть не только U9043, но и другие аналоги например отечественная КР1055ГП1Б. Для изменения частоты в случае подключения светодиодов достаточно увеличить емкость конденсатора до 4,7 мкф, но при этом не совсем корректно работает аварийная сигнализация. А для того, чтоб этого избежать достаточно прервать контакт от вывода 7. Единственной проблемой такой модернизации светодиодов будет отсутствие контроля перегоревших светодиодов, но они и так достаточно надежны.
Для особо забывчивых водителей и блондинок в маленьких красных машинах предлагаю собрать схему звукового сигнализатора. Устройство собрано на распространённой и дешевой микросхеме К155ЛА3 и подключается к контрольной лампе поворотника или ручника в соответствии с электросхемой вашего автомобиля. На элементах DD1.1-DD1.2 построен высокотональный генератор управляемый низкотональным генератором, собранном на элементах DD1.3-DD1.4 этой же микросхемы. Частоты генераторов устанавливается конденсаторами 0,47мкф и 47мкф. Конденсатор, подсоединенный параллельно стабилитрону предназначен для эффекта затухания генератора и его можно выкинуть из схемы. Схема собирается на самодельной плате из текстолита. В качестве корпуса взял два экрана от катушек индуктивности из старых ламповых телевизоров. Устройство установил в щитке приборов, где и подсоединил к контрольной лампе.
Для того чтобы исключить перегрев фар можно установить реле времени, которое будет выключать стоп-сигналы если они горят более 40-60 секунд (время можно изменить подбором конденсатора и резистора). При отпускании и следующем нажатии педали фонари снова включаются, так что на безопасность вождения это никак не влияет |
|