Автомобильные датчикиКаждый автолюбитель знает, что такое гололед. К сожалению, в этот период резко возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, особенно, учитывая как у нас чистят дороги. Поэтому, особенно если вы до сих пор не нашли деньги на зимний комплект резины, то данный вариант дешевой радиолюбительской разработки вам совсем не будет лишним. Первая конструкция датчика гололеда сообщит вам о температуре окружающего воздуха, чтобы вы были более внимательными.
Чтобы не дожидаться момента когда вода в радиаторе закипит, предлагаю собрать схему основой которой является программируемая микросхема термостат DS1821, она же и есть температурный датчик. Для снижения уровня помех возникающих от двигателя применяется фильтр VD1, C1. В сигнализаторе можно использовать мигающий светодиод красного цвета. Еще один интересный вариант датчика перегрева двигателя на микроконтроллере смотри здесь:
Как только температура воздуха за бортом автомобиля опустится до 4 градусов Цельсия устройство предупредит водителя о возможности образования гололеда на дороге. Для этого в переднюю панель, кроме индикатора температуры, интегрирован светодиод и динамик.
Если ездить с непристегнутыми ремнями безопасности, то можно получить травмы при ДТП , или нарваться на штраф, ну даже взятку гаишнику дать. В дорогих иномарках есть специальные датчики, сигнализирующие водителю о том, что ремень не пристегнут Но в русских тазиках да и в иномарках сделанных в России часто их не бывает. Однако, это штука нужная и при не сложных манипуляциях можно установить хоть в Запорожце для этого замок для ремня безопасности необходимо поставить датчик из пружинного кольца. Если металлический язычок замка находится в пазу, то он замыкает это кольцо на «корпус-землю» автомобиля. Поэтому если ремень не не пристегнут на выходе микросхемы 1 D1 будет логическая единица, которая приведет к запуску мультивибраторов, а пьезоизлучатель В1 начнет прерывисто свистеть.
Прибор для контроля уровня воды в радиаторе предназначен для сигнализации об уменьшении уровня воды, что приведет к перегреву мотора. Основа прибора - мультивибратор на транзисторах Т2 и Т3. Его нагрузкой служит сигнальная лампа Л1. Транзистор Т4 способствует более четкой фиксации рабочего состояния транзистора Т2. Когда щуп в радиаторе погружен в воду, на базу транзистора Т1 поступает напряжение смещения и он открыт. При этом транзисторы Т2 и Т3 закрыты, лампа Л1 негорит. При понижении уровня воды в радиаторе щуп оказывается в воздухе, транзистор Т1 запирается, Т2 открывается. Начинает работать мультивибратор с частотой 2 Гц, с той же частотой мигает сигнальная лампа. Транзисторы Т1, Т2 можно взять типа КТ361, Т3 - КТ602, Т4 - КТ315. Диод типа КД510 или другой точечный кремниевый
На большинстве автомобилей отсутствует прибор, по показаниям которого водитель мог бы судить о напряжении бортовой сети. Напряжение бортовой сети автомобиля изменяется в широких пределах, в зависимости от режима работы системы электропитания. Точность измерения его значения, как правило, не требуется.
Все описанные в статье схемы используются для получения своевременного предупреждения о разряде аккумулятора в автомобиле, что поможет водителю избежать множества лишних проблем.
Как известно, до 25-30 % транспортных аварий обусловлены засыпанием водителей за рулем. Для оценки психофизиологического состояния водителя в процессе управления транспортным средством разработаны телеметрические системы контроля частоты мигания его век, регистрации биопотенциала, кожногальванической реакции, двигательной активности. Все вышеперечисленные методы так и не нашли широкого применения на практике из-за их сложности, дороговизны, необходимости фиксации на кожных покровах водителя различных датчиков. С целью устранения этих недостатков разработано и испытано на практике принципиально новое техническое решение, характеризующееся простотой, эксплуатационной надежностью, низкими стоимостными показателями. В основу принципа действия устройства предсонного сигнализатора положено автоматическое слежение за силой сжатия рулевого колеса водителем в процессе управления им транспортным средством. Психофизиологическими исследованиями установлено, что начальные стадии снижения психической активности (начальные стадии наступления предсонного состояния) водителя сопровождаются уменьшением силы сжатия им рулевого колеса. Для непрерывной регистрации силы сжатия рулевого колеса водителем разработано сенсорное устройство, выполненное в виде зафиксированного на рулевом колесе резистивного сенсора, гальванически связанного через электронный задатчик порога срабатывания с акустическим и звуковым сигнализатором где 1-рулевое колесо 2-эластичная оболочка (резиновая трубка) сенсора 3-графитовый порошок 4-токопроводящие заглушки-электроды сенсора 5-электронный блок 6-звуковой сигнализатор Конструктивно резистивный сенсор выполнен в виде резиновой трубки, заполненной графитовым порошком и снабженной заглушками-электродами. При сжатии сенсора, зафиксированного на рулевом колесе, снижается его электрическое сопротивление за счет уменьшения контактного сопротивления между графитовыми частицами наполнителя. Это явление используется для мониторинга состояния водителя. Электрическая принципиальная схема сигнализатора предсонного состояния водителя приведена на рис.2. Схема содержит компаратор DA1, генератор низкой частоты на элементах DD1.1 и DD1.2, инвертор на элементе DD1.3, усилитель на транзисторе VT1 и электродинамический громкоговоритель ВА1. Выходной электрический сигнал сенсора R1 поступает на инвертирующий вход компратора DA1, где сравнивается с опорным напряжением, снимаемым с резистора R4 и подаваемым на неинвертирующий вход DA1. Если напряжение на неинвертирующем входе компаратора становится больше чем на инвертирующем, то на выходе компаратора DA1 отсутствует напряжение, которое используется для питания генератора звуковой частоты (DD1.1 и DD1.2). Когда сила сжатия водителем рулевого колеса автомобиля достигает своей минимально допустимой величины, напряжение на неинвертирующем входе становится ниже, чем на инвертирующем, и напряжение питание подается на генератор звуковой частоты. Сигнал, снимаемый с генератора звуковой частоты, усиливается транзистором VT1 и подается на громкоговоритель ВА1. Порог срабатывания звуковой сигнализации устанавливают резистором R4, громкость звука - резистором R5. Для изготовления устройства можно использовать постоянные резисторы типа МЛТ-0,125 Вт; переменный R4 - СП-33-48; а подстроечный R6 - СП3-22. Оксидный конденсатор С3 типа К50-40; С1,С2 - К10-23. Транзистор VT1-КТ315Г или с любым другим буквенным индексом. Громкоговоритель диффузорный электродинамический ВА1-0,5-ГД-17 или любой другой аналогичный. Монтаж устройства выполнен на плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1...1,5 мм, размером 32х55 мм. Один из возможных вариантов расположения элементов схемы и соответственно рисунок печатной платы приведены на рис.3. Таким образом, всякое недопустимое расслабление, сопровождаемое уменьшением контактного усилия системы пальцы водителя - рулевое колесо, будет сопровождаться соответствующей сигнализацией. Тем самым обеспечивается реализация режима непрерывного слежения за физиологическим параметром, являющимся потенциально инициирующим фактором предаварийных ситуаций. Предложенная разработка выгодно отличается от известных аналогов функциональными параметрами и техническими преимуществами, в частности, возможностями его практического использования без внесения каких-либо неудобств технического, психологического, эргономического и эстетического характера в естественный алгоритм управления водителем любых транспортных средств. На наш взгляд, простота конструктивного решения разработки и общедоступность ее воспроизведения создают реальные предпосылки для ее широкого внедрения в рамках реализации программ снижения аварийности на транспорте.
По принципу работы датчика воздушного потока (или анемометр) работает автоматический ДМРВ (Датчик массового расхода воздуха) в автомобиле. Он преобразует количество воздуха, поступающего в двигатель, в электрический сигнал. На основании этого импульса ЭБУ (электронный блок управления) вычисляет нагрузку на двигатель автомобиля и управляет его работой. ДМРВ в автомобиле крепят в газовом потоке между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром.
Основой любого датчика скорости ABS является катушку индуктивности, которая работает в паре с зубчатым металлическим диском на ступице автомобильного колеса. Он измеряет скорость вращения колеса.
Представленная на рисунке ниже схема позволяет своевременно обнаружить неисправность автомобильной фары и тем самым избежать штрафа или более вероятной аварийной ситуации. Питание конструкции реализовано от бортовой сети автомобиля. Основой автомобильного сигнализатора является оптопара TLP521-1. Ее напряжение изоляции около 2.5 КВ, максимальный прямой ток приблизительно 70 мА, а максимальное выходное напряжение составляет 55 В, время выключения / включения 3 мс. PC1 контролирует состояние подсоединенной фары. Когда она включается, ток следует через нее и диоды D1 и D2. Поэтому оптопара срабатывает, и отключает биполярный транзистор BC559. В случае перегорания фары оптопара отключится практически мгновенно, и через транзистор откроется и загорится предупреждающий красный светодиод LED1. Сопротивление R3 ограничивает рабочий ток LED1, а резистор R2 (приблизительно 100 КОм) задает порог переключения транзистора. |
|