Схема подключения стартера и принцип работыАвтомобильным стартером называется устройство обеспечивающее запуск двигателя после поворота при любых погодных обстоятельствах. Почти все стартеры по своей сути, являются обычными электродвигателями краткосрочного действия, но большой мощности. Пусковой цикл типового устройства состоит из трех попыток с 30 секундным интервалом между ними. Поскольку у авто имеется единственный источник электроэнергии (аккумуляторная батарея), то инженеры выбрали для стартеров электродвигатель постоянного тока.
Запуск автомобильного двигателя начинается с прокручивания венцом маховика, к которому подводится шестерня стартера. Она сцепляется своими зубьями с маховиком только в тот момент, когда срабатывает втягивающего реле, и затем прокручивает маховик (смотри видео выше), после чего, возвращается в исходное положение. Принцип работы стартера базируется на перемещении обгонной муфты (бендиксом) на валу при срабатывании реле. Как только скорость маховика будет выше скорости электродвигателя (что говорит о запуске автомобильного двигателя), бендиксова шестерня расцепляется с маховиком и отходит обратно, . Для этого на валу стартера сделаны специальные винтообразные шлицы. Работа стартера достаточно краткосрочная, после расцепления он в движении машины не участвует. Т.е, алгоритм действий при запуске двигателя машины будет следующим: ключ зажигания замыкает схему, подавая напряжение от аккумулятора на обмотки реле для запуска стартера;
бендикса шестерня продольно перемещаясь по валу, сцепляется с шестерней маховика; параллельно с этим перемещением замыкается схема, подающая напряжение на обмотки ЭД стартера; при устойчивой работе двигателя шестерня бендикса отходит в первоначальное положение. Для повышения надежности расцепления используется специальное реле, состоящее из двух обмоток с равным количеством витков в них. Принцип работы базируется на компенсации противоположных полюсов, при которой сердечник начинает размагничиваться, после чего, мощности пружины возврата вполне хватает для возвращения якоря в свое начальное состояние. Шестерня расцепляется, силовые контакты реле размыкаются. На видео, чуть ниже, показана работа узлов типового стартера. Отличия стартеров для различных моделей автомобилей состоит лишь в конструкции зацепляющих устройств и габаритах, схемотехническая часть у них примерно одинакова . Немного отличается принцип работы и конструкция двух основных узлов: механизма автоматического расцепления и фрикционного амортизатора.
1 – генератор; 2 – аккумулятор; 3 – шунтовая катушка обмотки электродвигателя статора; 4 – стартер; 5 – сериесная катушка; 6,7 – удерживающая и втягивающая обмотка тягового реле; 8 – включения стартера реле;9 – блок монтажный; 10 – выключатель зажигания.
1 - стартер; 2 - аккумулятор; 3 - генератор; 4 - выключатель зажигания.
|
|