Карбюраторы, долгие годы устанавивались на автомобиле, пока постепенно не освободили свое место различным системам впрыска топлива. Но автомобильный век российских автомобилей долог, и все еще приходится сталкиваться с транспортными средствами, в которых еще имеется карбюратор. Ну а как известно его нормальная работа обеспечивается неоторыми устройствами, среди них основное это экономайзер топлива. Именно о нем мы и поговорим, а также расмотрим схему системы экономайзера принудительного холостого хода для автомобилей ВАЗ
Работа типового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) базируется на сгорании топливовоздушной смеси (ТВС). Ее состав зависит от нагрузки двигателя, и должен изменяться в процессе работы. Это значит происходит постоянное изменение соотношение между воздухом и бензином при изменении факторов движения. Нужные пропорции веществ задает карбюратор, или в современных транспортных средствах – контроллер впрыска. Поэтому, прежде чем описывать принцип работы экономайзера, нужно поговорить о работе карбюратора.
Что такое автомобильный карбюратор и с чем его едят
Понять принцип работы карбюратора поможет рисунок ниже:
Бензин на постоянном уровне находится в поплавковой камере, уровень топлива поддерживается работой игольчатого клапана. Через воздушный фильтр воздух попадает в цилиндры двигателя. Затем он следует через смесительную камеру и благодаря имеющемуся там небольшому сужению, в этом месте генерируется воздушное разрежение по отношению к поплавковой камере, в которой поддерживается постоянным уровень атмосферного давления.
Из-за появившейся разницы давлений в смесительную камеру начнет поступать горючее. Проходя через жиклер, оно будет разделяться на мельчайшие капли, испаряясь и смешиваясь с воздухом образуется ТВС, следующая в цилиндры двигателя. Соотношение между воздухом и бензином зависит от положения карбюраторной заслонки, напрямую связанную с педалью акселератора. Чем сильнее она нажата водителем, тем сильнее открыта заслонка и больше степень разрежения и больше бензина идет на генерацию топливовоздушной смеси.
Экономайзер принцип работы
В тот самый момент, когда карбюраторная заслонка почти открыта, мотор испытывает максимум нагрузки, а значит ему необходимо еще большее количество бензина, чем во время работы на стандартных режимах. В этот самый момент и начнет свою работу экономайзер, топлива на образование смеси поступает еще больше, и смесь становится более обогащенной бензином.
Дроссельная карбюраторная заслонка через специальные рычаги связана с особым клапаном. В тот момент когда она полностью открыта, это вызавет его срабатывание, и некоторое добавочное количество бензина, проходя через жиклер экономайзера, следует на образование ТВС. Такое поступление вызывает обогащение ТВС и обеспечивает работу двигателя в случае повышенной нагрузки. Если водитель отпускает педаль газа, заслонка прикрывается, пружина запирает клапан и работа экономайзера останавливается.
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)
ЭПХХ обеспечивает экономию топлива, т.к это связано с торможением автомобильного мотора при движении с горки или накатом, когда скорость включена и педаль газа отпущена. В этот момент ЭПХХ дополняет уже имеющуюся в карбюраторе систему холостого хода (). Она выполняет функцию подачи топлива в мотор при закрытой заслонке, т.е за счет разрежения, образуемого под ней, горючее по особому каналу ХХ следует через жиклер и попадаетт в двигатель, что и обеспечивает его работу в режиме ХХ.
Но при этом, если транспортное средство двигается с горки или накатом, то коленвал вращается с большей частотой, чем свойственно режиму ХХ, что вызывает более значительное потребление бензина и снижает эффективность торможения мотором. Для исключения такого развития событий, срабатывает ЭПХХ, и поступление топлива прекращается. В режиме принудительного ХХ поступление бензина останавливается с помощью специального электромагнитного клапана, управляемого простым электронным блоком, схему которого для автомобилей ВАЗ мы приведем чуточку ниже.
Исходными данными для срабатывания ЭПХХ являются сигнал с датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленчатого вала. Такой режим работы ЭПХХ поддерживается до тех пор пока:
скорость движения при отпущенной заслонке не снизится;
не будет отключена передача и машина начнет двигаться в режиме обычного ХХ;
Когда водитель нажмет педаль газа и движение пойдет с более высокой скоростью, экономайзер сработает по положению заслонки.
Таким образом, работа экономайзера в карбюраторе обеспечивает обогащение ТВС при максимальноц нагрузке, а также существенную экономию топлива и более лучшую эффективность торможения двигателем в режиме принудительного ХХ.
Схема системы экономайзера принудительного холостого хода
ЭПХХ
1-й Вариант схемы:
1 – концевой выключатель в карбюраторе; 2 – электромагнитный пневмоклапан; 3 – блок монтажный; 4 – реле зажигания; 5 – выключатель; 6 – блок управления пневмоклапаном; 7 – катушка зажигания; А – к тридцатому выводу генератора; Б – порядок условной нумерации штекеров в блоке управления.
Другой вариант схемы:
1 — рычаг привода дроссельных заслонок; 2 — концевик; 3 — экономайзер; 4 — винт задающий количество поступающей смеси; 5 — блок монтажный состоящий из реле и предохранителей; 6 — реле зажигания; 7 — выключатель зажигания; 8 — катушка зажигания; 9 — блок управления электромагнитным пневмоклапаном; 10 — электропневмоклапан; 11 — различные шланги; 12 — впускной трубопровод; 13 — игла клапана экономайзера.
Схема системы управления электромагнитным клапаном карбюратора типа "Солекс" в ВАЗ
1. Концевик карбюратора; 2. Катушка зажигания; 3. Электромагнитный клапан; 4. блок монтажный
5,6. Реле и выключатель зажигания; 7. Колодка жгута проводов, подсоединяемая к блоку управления пневмоклапаном: 8. Блок управления электромагнитным клапаном; А. Порядок условной нумерации штекеров в блоке управления
Б. К тридцатой клемме генератора.