Справочник по релеОбщие принципы работы реле, а также различные справочники на электромагнитные нейтральные и поляризованные реле и герконы.
| |
|
Краткие справочные сведения. Принцип работы реле |
Электромагнитное реле было изобретено более 150 лет тому назад Джозефом Генри в 1831 г. Основным применением его была необходимость коммутировать мощные цепи слабым током при протекании последнего через катушку реле , кроме того в телеграфе они использовались в качестве импульсного усилителя слабых сигналов.
В современной радиоэлектронике реле применяются для:Размножение одного управляющего сигнала на несколько выходных сигналов;
Усиление мощности управляющего сигнала;
Независимое управление несколькими выходными цепями с различными уровнями тока и напряжения (различными мощностями);
Разделение цепей с различными уровнями рабочих токов и напряжений, а также цепей переменного и постоянного тока;
Преобразование и нормирование уровней электрических сигналов.
Общие принципы работы реле
В настоящее время реле классифицируют на следующие группы:
Герконовые реле - магнитное поле катушки непосредственно управляет контактами. Их применяют для коммутации очень слабых сигналов
Соленоидные - вся механическая конструкция выполнена в виде соленоида с подвижным сердечником - это, как правило, очень мощные реле или контакторы;
Реле с вращающимся ротором - напоминают по конструкции изготовления шаговые двигатели и используются при сильных вибрациях.
Тепловые реле - элементом задержки включения или выключения является биметаллическая пластина;
Шаговые в них якорь электромагнита толкает шестерню с храповиком, позволяет создавать переключатель на несколько положений;
Резонансные - в них встроен «камертон», который включает контакты при подаче на катушку сигнала переменного тока определенной частоты
Во всех конструкциях реле можно четко выделить следующие элементы: катушку реле, толкатель который управляет контактными группами состоящими из неподвижных и подвижных контактов и выводов реле.
Обмотка размещается на сердечнике и к ней подключают источник управляющего напряжения или тока.
При протекании по обмотке реле тока нужного напряжения толкатель притягивается к сердечнику электромагнита, затем он воздействует на контакты и растягивает пружину, выполняющую роль возвратного механизма (в случае если контакты реле сделаны из пружинящего материала, то возвратной пружиной служат сами контакты). Контакты бывают нормально замкнутые (фронтовые) или нормально разомкнутые (тыловые) группы контактов. Если воздействовать на контактные группы, то производится размыкание тыловых контактов и замыкание фронтовых контактов.
Эти механические устройства крайне надежны в работе и весьма долговечны. И даже в век компьютеров и микроконтроллеров многие системы безопасности, например на железнодорожном транспорте базируются именно на них. В тоже самое время основными проблемами которые возникают при эксплуатации последних это контакты.
Идеальный контакт состоит из металла, хорошо проводящего электрический ток и обладающего способностью длительно сохранять хорошую электропроводность. Между идеальными контактами должна создаваться контактная поверхность максимальной площади: это снижает переходное сопротивление. Между разомкнутыми контактами должен иметься зазор, обеспечивающий необходимую электрическую прочность изоляции контактов.
Электрические контакты оказывают сопротивление протекающему через них электрическому току. В идеальном случае это сопротивление равно нулю, в реальной действительности переходное сопротивление контакта Rк равно сумме сопротивлений от сопротивления поверхности контакта поверхностного слоя контакта.
Сопротивление поверхности контакта определяется физическими свойствами материала, качеством обработки поверхности и усилием прижима контакта. При рассмотрении контактов под микроскопом можно обнаружить, что поверхность последних представляет собой множество контактных точек. Ток, протекающий через них, концентрируется именно в этих точках, а увеличение усилия прижима приводит к увеличению контактной поверхности и снижению переходного сопротивления.
Грязь и окислы на поверхности контактов вызывают сокращение количества точек контактирования, и как следствие, рост переходного сопротивления в точке контакта. Для решения проблемы грязного контакта, или по крайней мере ее миминизирования в конструкциях реле используют герметичные корпуса и механическую очистку контактов.
Достаточно опасным явлением при работе контактов является явление электрической дуги когда происходит электрический разряд между контактами при размыкании или при нестабильности переходного сопротивления контактов (искрение).
Справочник по слаботочным реле советского производства |
Электромагнитные нейтральные | Поляризованные | Высокочастотные | Герконовые устройства справочник |
|
|
|
|
Автомобильные электромагнитные реле |
В автомобилях реле могут использоваться для включения стартера, звукового гудка, фар, электродвигателей очистителя и вентилятора системы охлаждения, элементов обогрева, отключения обмотки возбуждения генератора, в системах охраны и многом другом:
- РС-507Б, РС-492, РС-514, РС-431Б, РС-527, РС-528, РС-702, РС-711
- 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10
- 711.3747, 90.3747, 651.3147
Электронные реле используемые в автомобилях ГАЗ ВАЗ, ИЖ
- РС-950П, 494.3747, 23.3747, 231.3747, 49.3747, 491.3747, 52.3747
Реле фирмы Fujitsu принцип работы |
Реле фирмы Fujitsu серии FTR-B: FTR-B3, FTR-B3CA003Z, FTR-B3CA006Z, FTR-B3CA009Z, FTR-B3CA012Z, FTR-B3CA024Z, FTR-B3CA1.5Z, FTR-B3CA4.5Z, FTR-B3CB003Z, FTR-B3CB006Z, FTR-B3CB009Z, FTR-B3CB012Z, FTR-B3CB024Z, FTR-B3CB1,5Z, FTR-B3CB4.5Z, FTR-B3GA003Z, FTR-B3GA003Z-B10, FTR-B3GA005Z, FTR-B3GA006Z, FTR-B3GA009Z, FTR-B3GA012Z, FTR-B3G А012Z-B10, FTR-B3GA024Z, FTR-B3GA1.5Z, FTR-B3GA1.5Z-B10, FTR-B3GA4.5Z, FTR-B3G А4.5Z-B10, FTR-B3GB003Z, FTR-B3GB003Z-B10, FTR-B3GB006Z, FTR-B3GB009Z, FTR-B3GB012Z, FTR-B3GB024Z, FTR-B3GB1.5Z, FTR-B3GB1.5Z-B10, FTR-B3GB4.5Z, FTR-B3GB4.5Z-B10, FTR-B3SA003Z, FTR-B3SA003Z-B10, FTR-B3SA012Z, FTR-B3SA012Z-B10, FTR-B3SA1.5Z, FTR-B3SA1.5Z-B10, FTR-B3SA4.5Z, FTR-B3SA4.5Z-B10, FTR-B3SB003Z, FT R-B3SB003Z-B10, FTR-B3SB012Z, FTR-B3SB012Z-B10, FTR-B3SB1.5Z, FTR-B3SB1.5Z-B10, FTR-B3SB4.5Z, FTR-B3SB4.5Z-B10
Fujitsu серии FTR-B4: FTR-B4CA003Z, FTR-B4CA012Z, FTR-B4CA1.5Z, FTR-B4CA4.5Z, FTR-B4CB003Z, FTR-B4CB012Z, FTR-B4CB1.5Z, FTR-B4CB4.5Z, FTR-B4GA003Z, FTR-B4GA003Z-B05, FTR-B4GA012Z, FTR-B4GA012Z-B05, FTR-B4GA1.5Z, FTR-B4GA4.5Z, FTR-B4GB003Z, FTR-B4GB003Z-B05, FTR-B4GB012Z, FTR-B4GB1.5Z, FTR-B4GB4.5Z, FTR-B4SA003Z, FTR-B4SA012Z, FTR-B4SA1,5Z, FTR-B4SA4.5Z, FTR-B4SB003Z, FTR-B4SB012Z, FTR-B4SB1.5Z, FTR-B4SB4.5Z
Fujitsu серии FTR-F1: FTR-F1AA005V, FTR-F1AA006V, FTR-F1AA009V, FTR-F1AA012V, FTR-F1AA018V, FTR-F1AA024V, FTR-F1AA048V, FTR-F1AA06V, FTR-F1AC005V, FTR-F1AD005V, FTR-F1CA005V
серии FTR-F2: FTR-F2AK0024, FTR-F2AK005T, FTR-F2AK006T, FTR-F2AK009T, FTR-F2AK012T, FTR-F2AK024T, FTR-F2AK048T, FTR-F2AL0024
Fujitsu серии FTR-H: FTR-H1, FTR-H1AA005V, FTR-H2AK005T
и многие др.
Герконы. Принцип работы |
Геркон - электромеханическое реле, представляющее собой пару ферромагнитных контактов, расположенных в закрытой герметичной стеклянном сосуде.
Твердотельные реле (ТТР) принцип работы |
Являются электронной разновидностью обычного реле, но без без механических движущихся частей. Оно предназначено для коммутирования мощных электрических цепей с помощью низких уровней напряжений, подаваемых на управляющие контакты. Стандартное ТТР содержит датчик, срабатывающий при поступлении управляющего сигнала и твердотельную электронику, коммутирующую мощную нагрузку. ТТР можно применять в сетях как переменного так и постоянного и тока. ТТР используется для тех же функций, что и их электромагнитные коллеги.