U2010B схема
U2010B специаллизированная микросхема для фазового управления. Она дает возможность отслеживать токовую нагрузку и обладает функцией плавного запуска, а также выход для опорного напряжения. В основном ее используют в схемах управления электродвигателем с обратной связью по току и защитой от перегрузки.
|
Data Sheet, распиновка U2010B справочник |
|
Основные функции микросхемы
Коррекция изменения питающей сети
Автоматическая перезагрузка
Измерение полного волнового тока
Потребляемый ток 3 мА
Изменяемый плавный пуск
Внутренний контроль напряжения питания
Программируемое ограничение тока нагрузки с выходом сверхвысокой мощности
Температурная компенсация опорного напряжения
Синхронизация напряжения и тока
Типовой переключающий импульс 125 мА
При работе с микросхемой U2010B нужно соблюдать ограничение по напряжению. Для этого ее нужно подсоединять к сети через диод D1 и сопротивление R1. Напряжение питания — между контактом 10 и 11 — сглаживается емкостью C1. В случае, если напряжение V6 ≤ (70% порогового напряжения перегрузки), выводы 11 и 12 замыкаются между собой, посредством чего Vsat ≤ 1,2 В. Когда |V6|≥ |VT70|, ток от питающего напряжения идет через светодиод D3.
Сопротивление R1 может быть вычислено по следующей формуле из даташита:
R1max= (Vmains-Vsmax) / 2 ×Itot
Где, Vmains - сетевое питающее напряжение
Vmains - Максимальное питающее напряжение
Itot - Общее потребление тока = ISmax + Ix
ISmax - Максимальное потребление тока
Ix Потребление тока внешних компонентов
Когда сетевое напряжение нарастает, неконтролируемые импульсы на выходе исключаются благодаря внутреннему контролю. Кроме того, все триггеры микросхемы сбрасываются, а конденсатор плавного пуска замыкается накоротко. Это гарантирует правильный режим запуска при каждом включении питающего или после коротких перерывов в сети. Плавный пуск начнется лишь после того, как питающее увеличится до номинального значения. Такая работа гарантирует плавный запуск электродвигателя и автоматически задает нужное время запуска.
|
Фазовое управление микросхемы U2010B |
|
Фазовый угол импульса запуска задается с помощью сравнения изменения линейного напряжения V3, которое синхронизируется с сетью детектором, с установленным значением на входе управления четвертого вывода. Наклон линейного изменения задается Cφ и его током заряда Iφ . Последний можно изменять с помощью сопротивления Rφ на пине 14. Максимальный фазовый угол αmax, также можно изменять при помощи Rφ.
В тот момент времени, когда потенциал на третьем пине вощрастает до уровня уставки на четвертом входе, ширина запускающего импульса tp задается из номинала Cφ (tp = 9 мкс/нФ). В то же время защелка устанавливается с импульсом на выходе, пока автоматическое повторное включение не было активировано, тогда в этом полупериоде не может быть сгенерировано больше импульсов. Управляющий вход на выводе 4 (по отношению к 10 пину) имеет активный диапазон от V8 до -1 В. Когда V4 = V8, тогда фазовый угол максимально возможный, αmax, что соответствует токовому минимуму. Минимальный фазовый угол, αmin, устанавливается с V4 ≥ -1 В.
|
Автоматическая перезагрузка специализированного чипа U2010B |
|
Цепь токового детектора контролирует состояние симистора после его при помощи измерения падения напряжения на симмисторном затворе. Ток, идущий через симистор, распознается, когда падение напряжения превышает пороговый уровень номинального значения в 40 мВ.
Если симистор отключен в диапазоне соответствующей полуволны после запуска, схема автоматического повторного включения обеспечивает немедленное повторное включение, если нужно с высокой частотой повторения, tpp/tp, до тех пор, пока симистор не отпирается.
|
Токовая синхронизация |
|
Перед функцией синхронизации по току поставлены две основные задачи:
Контроль тока после запуска. В случае, если симистор закрывается или не включается, автоматический запуск активируется до тех пор, пока он не увенчается успехом.
Избежание срабатывания из-за индуктивной нагрузки. В случае работы с индуктивной нагрузкой токовая синхронизация обеспечивает, то, что в новой полуволне будет отсутствовать импульс, пока есть ток, доступный из предыдущей полуволны, который течет в другой полярности к фактическому питающему.
Микросхема U2010B оценивает напряжение на импульсном выходе между затвором и опорным электродом симистора. Это исключает констуктиив отдельного входа синхронизации с заданной серией сопротивлений.
|
Синхронизация напряжения с компенсацией сетевого |
|
Детектор напряжения синхронизирует опорное линейное изменение с сетевым. Параллельно зависящий от сети ток на входе контакт 15 формируется и выпрямляется. Далее он активирует автоматическое повторное включение и доступность на 5 пине. При соблюдении нужных значений можно соблюсти эффект компенсации. Автоматическая перезагрузка и компенсация сетевого не активируются до того момента, пока |V15 — 10| не будет более 8 Вольт. Сопротивление Rsync. задает ширину импульса при пересечении нуля, тока синхронизации и компенсации сетевого напряжения.
Если компенсация сетевого напряжения и автоматическое повторное включение не используется в нашей схеме, то они могут быть отключены путем ограничения уровня |V15 — 10| ≤ 7 В.
|
Компенсация тока нагрузки в микросхеме U2010B |
|
Внутренняя схема чипа непрерывно измеряет ток нагрузки как падение напряжения на резисторе R6. Отслеживание и применение обеих полуволн приводит к быстрой реакции на изменение нагрузочного тока. Из-за падения напряжения на R6 существует разница между обоими входными токами на выводах 1 и 2. Эту разницу контролирует внутренний токовый источник, положительные токовые значения доступны на 5 и 6 пинах. Выходной ток, генерируемый на пятом выводе, содержит разницу между отслеживаемым нагрузочным и компенсацией сети.
Эффективное управляющее напряжение на четвертом выводе представляет собой конечный ток на пятом выводе вместе с желаемым сетевым значением. Увеличение сетевого напряжения вызывает рост угла управления, увеличение тока нагрузки приводит к снижению угла управления. Это позволяет избежать снижения оборотов при увеличения нагрузки, а также увеличения оборотов при повышении напряжения сети.
Ограничение нагрузочного тока:
Общий выходной нагрузочный ток доступен на шестом выводе. Он дает падение напряжения на сопротивлении R11. Когда токовый потенциал нагрузки доходит до уровня 70% от порогового значения (VT70), т.е около 4,35 В на шестом выводе, он переключает компарато и размыкает переключатель между выводами 11 и 12. Поставив в схему светодиод между этими пинами можно реализовать индикацию высокой нагрузки.
Если напряжение на шестом выводе 6 увеличивается примерно до значения 6,2 В (= VT100), оно переключит компаратор перегрузки. Последующее поведение задается наличием или отсутствием перемычек на девятом контакте.
|
Схема регулятора оборотов на микросхеме U2010B |
|
На рисунке ниже представлена схема регулятора на микросхеме U2010B, с ОС по току, защитой от перегрузки и плавным стартом. Светодиод D2 показывает перегрузку двигателя. Переключатель SA1 «Mode» обеспечивает возможность выбора действий при перегрузке на электродвигателе в трех режимах:
Положение А — индикация перегрузки и последующий сброс на минимальные обороты. Для восстановления рабочих оборотов, необходимо выключить электроинструмент.
Положение В — индикация перегрузки, последующий сброс на минимальные обороты, после снятие нагрузки, восстанавливаются установленные обороты, т.е. имеем процесс автоматического старта.
Положение С — только индикация перегрузки, без остановки электродвигателя и срабатывания защиты.
Подбором ёмкости С3 от 1 до 10 мкФ можно настраивать длительность и плавность пуска.
Сопротивление R6 рассчитывается исходя из мощности электродвигателя по формуле:
R6 = UR6/(Рдвиг/Uпит)
где: UR6 — напряжение на R6 (250 мВ), Рдвиг — мощность ЭД, UПИТ — сетевое переменное напряжение 220 Вольт.
В некоторых случаях может потребоваться некоторая коррекция по поведению ЭД под нагрузкой. Если сопротивление великовато, то двигатель резко стартует (т.е. идет большая компенсация нагрузки, чем требуется), а потом отключается, а если сопротивление мало, то не будет компенсации нагрузки.
Первый пуск схемы: Переменное сопротивление Р1 нужно установить на минимальные обороты, по схеме движок потенциометра нужно повернуть в сторону резистора R13. Затем подстроенный R10 (компенсация нагрузки) установить в среднее положение, а на место R11 (перегрузка) временно впаять постоянное сопротивление 62 кОм. Потом включить схему в сеть 220 В и подстроенным R8 выставить минимальные обороты ЭД.
Нужно настроить так, чтобы при включении ЭД начинал вращаться на минимумах. Далее цепляем мультиметр в режиме вольтметра к выводам ЭД, и включаем двигатель на средних оборотах, зажимая вал или привод через тряпку рукой, выставляем такое положение R10, чтобы обороты не менялись при изменении нагрузки на валу. Одновременно с этим контролируем показания вольтметра, подключенного к двигателю. При увеличении нагрузки на валу регулятор прибавляет напряжение, и ЭД крутится с одинаковыми оборотами, независимо от нагрузки.
В последнюю очередь крутится резистор R11 (перегрузка). Постоянный номиналом 62 кОм выпаиваем и вместо него ставим подстроенный или переменный номиналом 220 кОм. На оборотах чуть больше минимальных, сильно зажимая вал или привод, стараемся почти заклинить вал, и по степенно меняя сопротивление R11, пока не начнет срабатывать защита, и не станет гореть светодиод VD2. Затем измеряем сопротивление тестером и запаиваем в устройство соответствующий резистор.
|